ВАНИН
										ВАНИН,  Василий  Васильевич  [1(13).1.1898,  Тамбов,-  12.  V.I  951, Москва] - русский советский актер. Нар. арт. СССР (1949). Род.  в  семье железнодорожного служащего. С 1915 был рабочим сцены, статистом, позднее - актером Тамбовского т-ра. Первая крупная роль - старик Ланц ("Туннель" Филиппи, 1919). В 1920 окончил драм. студию в Тамбове,  затем  служил  в армии. После демобилизации (1921)  играл  в  т-рах  Тамбова,  Петрограда (т-ры "Новой драмы", "Кривое зеркало"), Рязани. Роли: Гастон ("Парижские нищие" Бризбара и Ню), чухонец Янсон ("Рассказ  о  семи  повешенных"  по Андрееву), Костылев ("На дне") и др. В 1924 вступил в  труппу  Т-ра  им. МГСПС (с 1930-Т-р им. МОСПС, с 1938-Т-р им. Моссовета); работал здесь до 1949. Большое значение для творчества В. имела его совместная  работа  в  этом т-ре  с  Е.  О.  Любимовым-Ланским.  В.  был  разносторонним  актером, сочетавшим  комедийное  дарование  с  острым  драматизмом.  Обладая мастерством перевоплощения, достигая органич. слитности  с  образом,  он создавал живые,  сочные,  глубоко  индивидуальные  характеры,  передавал атмосферу событий, придавал сце-нич. образам историч. конкретность  и  в то же время широкую обобщенность. В. был одним из первых  актеров,  ярко воплотивших на сцене образы советских  людей.  С  большим  оптимизмом  и юмором  играл  он  роль  веселого,  энергичного  "братишки"  -  матроса Виленчука  ("Шторм"  Билль-Белоцерковского,  1926),  раскрывая  тему пробуждения революционного сознания в  человеке  из  народа.  Простотой, убедительностью,  жанровой  яркостью  отличался  образ  старого  шахтера Пацюка ("Голос недр" Билль-Белоцерковского, 1929). Одна из лучших  работ В. - образ народного полководца Чапаева (о. п. по Фурманову,  1930);  В. ярко передавал героич. сущность Чапаева, его волю и бесстрашие.  В  роли геолога Кареева ("Машенька" Афиногенова, 1941) В. раскрыл  черты  нового сов. человека: чистоту, скромность  и  вместе  с  тем  непримиримость  к равнодушию, эгоизму и пошлости.  Свойственная  актеру  мягкость  сценин. рисунка  придала  образу  Кареева  большое  обаяние.  Сатирич.  сторона дарования В. с большой силой проявилась  в  ролях  Чеусова  ("Мятеж"  по Фурманову, 1927), Прохора Храпова ("Васса  Желез-нова",  1936),  Фаюнина ("Нашествие", 1943). Не прибегая к приемам гротеска,  заострения,  играя естествен' но, как будто в обычных бытовых красках, В.  в  то  же  время остро  и  беспощадно  обнажал  страшную,  реакционную  сущность  этих персонажей. Выступал  как  режиссер;  пост.  спектакли:  "Обида"  Сурова (1948, исполнял роль Никона Камня, Ст. пр. 1949), "Свадьба  Кречинского" (1949, Т-р им. Моссовета) и др. В 1950- 1951 был  гл.  режиссером  Моск. т-ра им. Пушкина. В. много снимался в  кино  (с  1927);  исполнил  роли: Матвеева ("Ленин в Октябре", "Ленин в 1918 году"), Ефима Соколова ("Член правительства"), секретаря райкома Кочета ("Секретарь райкома", Ст.  пр. 1943), Фаюнина ("Нашествие", Ст. пр. 1946) и др. Вел пе-дагогич.  работу (с 1930 - в драм. школе при Т-ре им. МОСПС, с 1944 - во ВГИКе), С 1949 - профессор. Лит.: В. В. Ванин, М., 1955; Жукова Л., Народный артист СССР  Василий Васильевич Ванин, М., Госкиноиздат, 1952.