БУТАФОРИЯ
										БУТАФОРИЯ  -  поддельные  предметы  -  скульптура,  мебель,  посуда, украшения, детали костюма и т. д.,  употребляемые  в  театр.  спектаклях взамен настоящих вещей. Предметы Б. не  являются  обычно  точной  копией оригиналов, отличаются от них как по материалу (изготовляются  гл.  обр. из картона, папье-маше,  дерева,  жести  и  холста),  так  и  по  форме, размерам и окраске,  обусловленными  характером  спектакля  и  специфич. требованиями сцены. Предметы Б. должны отличаться прочностью,  простотой и дешевиз ной,  подчеркнутой  выразительностью  внешней  формы;  при  их изготовлении обычно отказываются от воспроизведения  деталей,  невидимых зрителю. Большие предметы делаются разъемными. Б. использовалась т-ром на протяжении всей его истории. Предметами Б. пользовались ярмарочные скоморохи, фарсовые актеры.  Широкое  применение Б. получила в проф. т-ре итал.  комедии  дель  арте  (16  в.),  затем  в комедийных спектаклях и  в  комич.  опере  17-18  вв.  Т-р  классицизма, основанный на декламации  актера,  почти  совсем  изгнал  Б.  из  театр. обихода. Бурж. драма 18 в. также пользовалась Б. крайне скупо. Увлечение историч. спектаклями и пышными оперно-балетными пост. в сер. 19 в. вновь приводит к широкому применению Б. Англ. режиссер Ч. Кин с  тщательностью археолога  подбирал  Б.  для  пост.  пьес  Шекспира.  Большое  значение приобрела  Б.  в  спектаклях  мейнингенцев  (см.  Мейнингенский  театр), загромождавших сцену предметами,  характеризующими  эпоху.  Принципы  Ч. Кина и мейнингенцев усваиваются натуралистич. т-ром, широко  применявшим Б. в бытовой драме.  В  совр.  реалистич.  т-ре  Б.  является  гл.  обр. декоративным  элементом  оформления  спектакля.  Для  вещественного оформления, непосредственно связанного  со  сценич.  действием  (мебель, посуда, оружие и т. д.), чаще всего берутся подлинные предметы  обихода. И. Ф.