БУРЯ И НАТИСК
										"БУРЯ И НАТИСК" (Sturm und Drang) - литературное движение в  Германии 70-х гг. 18 в., получившее свое название  по  одноименной  драме  Ф.  M. Клингера. Осн. теоретик движения - И. Г. Гердер; представители -  И.  В. Гете, Ф. M. Клингер, Я. M. Р. Ленц и Г. Л. Вагнер ("рейнские гении"), X. Ф. Д. Шубарт, члены "Геттингенского содружества поэтов" - И. Г. Фосс, И. А. Лейзевиц, Л. К. Г. Гельти, близкий им Г. А. Бюргер и др. Движение "Б. и  н."  отразило  рост  недовольства  феод.  порядками,  обусловленный обострением социальных противоречий в  Германии  и  подъемом  освободит, борьбы в соседних с ней странах. "РЗурные гении" отвергали пассивность и смирение,  требуя  от  лит-ры  изображения  ярких,  сильных  страстей. Поборникч учения  Ж.  Ж.  Руссо,  они  выступали  против  подражательной культуры высших сословий, противопоставляя ей традиции  нац.  искусства; гл. источник обновления нем. лит-ры они видели  в  нар.  поэзии.  Борясь против  канонов  классицизма,  "бурные  гении"  обращались  к  Шекспиру, трагедии  к-рого  привлекали  их  глубокой  жизненной  правдой,  мощью характеров, стремительностью и свободой сценич. действия. Гл.  областью  творчества  писателей  "Б.  и  н."  была  драматургия. Продолжая демократии, традиции Г. Э. Лессинга,  опираясь  на  теорию  Д. Дидро и Л. С. Мерсье, они  стремились  создать  боевой  третьесослов-ный театр. активно воздействующий  на  обществ,  жизнь.  В  центре  внимания "бурных гениев" - сословный конфликт.Ленц в "Домашнем учителе", Вагнер в "Детоубийце" изобразили нем. бюргера как жертву феод. строя,  подчеркнув его полную  беззащитность  и  приниженность.  Обществ,  критика  "бурных гениев" была обращена не только против пороков аристократии, но и против недостатков собственного класса. Пьесы Ленца и Вагнера  яркими  сатирич. красками рисуют сервилизм зажиточных горожан, их пресмыкательство  перед дворянством, грубость и самодурство по отношению к близким.  Преодоление абстрактного схематизма ранней бурж.  драматургии,  сближение  иск-ва  с жизнью, конкретность и  злободневность  социального  обличения  являются несомненными  достижениями  драматургов  "Б.  и  н.".  Их  художеств. новаторство ясно сказалось и в языке. Следуя примеру Гете, автора  "Геца фон Берлихингена", "бурные гении"  расширяли  языковые  рамки  мещанской драмы, вводя в свои  пьесы  элементы  просторечья,  слова  и  выражения, заимствованные из живого разговорного языка. Яркая и колоритная  бытовая речь  становится  одним  из  основных  средств  создания  сценических характеров. Роль драмы в понимании "бурных гениев" не сводилась только к  критике совр. нравов. Они требовали от театра также  героики,  апологии  высоких страстей и деяний. Наряду с мещанской драмой в лит-ре "Б. и н." получает развитие лирико-патетич. трагедия, проникнутая духом  индивиду  алистич. бунтарства  и  тираноборчества  ("Близнецы",  "Новая  Аррия",  "Симеоне Гризальдо" и др. пьесы Клингера, "Юлий  Тарент-ский"  Лейзевица).  Герои этих пьес-  одаренные  личности,  находящиеся  в  разладе  с  окружающей филистерской средой, одинокие мятежники, восстающие против навязанных им стеснительных законов и гибнущие в неравной борьбе. Писатели "Б.  и  н." создали новый драматургич. стиль, отличительным признаком  к-рого  стали эмоциональная  насыщенность,  лиризм.  Сделав  предметом  художеств. изображения  внутренний  мир  человека,  они  выработали  новые  приемы индивидуализации характеров, создали лирически  окрашенный,  патетич.  и образный язык. Своими новаторскими произв. "бурные  гении"  прокладывали путь драматургии молодого Ф. Шиллера. Возникнув в условиях отсталой раздробленной Германии, движение "Б.  и н." не смогло  стать  реальной  политич.  силой.  Антифеод,  выступления "бурных гениев" при всей их резкости  и  страстности  были  лишены  ясно осознанной цели и выливались преимущ. в форму индивиду  алистич.  бунта. Тем не менее движение "Б. и н." сыграло значит, роль в формировании нац. нем. драматургии, обогатив  ее  новым  демократич.  содержанием,  новыми художеств. средствами. Реакц. бурж. исследователи  пытаются  представить "Б. и н." как бунт "чувства" против "разума", как  чисто  иррациональное течение, сближая его с  консервативным  нем.  романтизмом.  Марксистская критика противопоставляет этой концепции свое понимание "Б.  и  н."  как нового  этапа  в  развитии  нем.  и  общеевроп.  просвещения.  Элементы иррационализма в  творчестве  отдельных  представителей  "Б.  и  н."  не определили  характер  этого  движения,  сохранившего  гуманистич.  пафос Просвещения, его критич. дух, демократизм и боевые антифеод, тенденции. Соч.: Von deutscher Art und Kunst. Einige fliegende  Blatter  (1773), Stuttg., 1892 (Deutsche Literaturdenkmale des 18. u. 19. Jahrh., von  B. Seuffert u. A. Sauer, .ј 40-41);  Sturmer  und  Dranger,  hrsg.  von  A. Sauer, T) i-3, B.- Stuttg., [1883]  (Deutsche  Nationalliteratur,  hrsg. v.J . Kurschner, Bd 79-81); Sturm und Drang. Ein Lesebuch fur unsere Zeit, Weimar, 1957. Лит.: Сильман Т., Драматургия эпохи "Бури и натиска", в  кн.:  Ранний буржуазный реализм. Сб. статей,Л",1936,  с.  385-466;  Либинзон  3.  E., Литературно-эстетические взгляды писателей  периода  "Бури  и  натиска", "Ученые записки Горьковского пед. ин-та", 1958, т. 23, с. 261-84; Stockmeyer С., Soziale Probleme im Drama  des  Sturmes  und  Dranges, Frankf. am Main, 1922; Korff H. A., Geist der Groethezeit. Versuch einer ideellen Entwicklung der klassisch-romantischen Literaturgeschichte,  Tl l. Sturm und Drane, 4 Aufl., Lpz.,  1957;  Erlauterungen  zur  deutschen Literatur [Tl 2]. Sturm und Drang, B., 1958. J7. Ген.