БУРНОНВИЛЬ
										БУРНОНВИЛЬ  (Bournonville),  Август  (Огюст)  (21.  VIII.  1805, Копенгаген,-30.  XI.  1879,  там  же)  -  датский  артист  балета  и балетмейстер. Сын Антуана Бурнонвиля. В 1813 дебютировал в детской  роли в балете "Лагерта" Шаля. В 1820 совершенствовал свое иск-во в  Париже  у О. Вестриса. В 1824 поступил в школу  "Парижской  оперы".  По  окончании школы в 1826 был принят в труппу этого  т-ра.  В  1827-28  участвовал  в спектаклях  вместе  с  балериной  М.  Тальони.  В  1829  возврдтился  в Копенгаген и с успехом выступил в пост.  им  дивертисментах  "Поклонение грациям" и "Солдат и крестьянин". С 1830 Б. в  течение  18  лет  солист, балетмейстер и гл. педагог датского Королевского балета. В 1855 - балетмейстер придворного  балета  в  Вене.  в  1861-64  -  гл. балетмейстер Королевской оперы в Стокгольме.  С  1864  вновь  работал  в Копенгагене, где в 1877 окончил  свою  артистич.  деятельность.  Б.  был выдающийся танцовщик, иск-во его характеризовалось  силой,  легкостью  и виртуозностью танца, большой музыкальностью. Пост. св. 50  балетов  (ок. 15  балетов  Б.  сохраняются  в  репертуаре  датского  балета  до  наст. времени). Среди них: "Сильфида" JL-венскьольда (1836), "Неаполь"  (1842) Паулли, Хель-стеда, Гаде, Момбье, "Народное предание"  Гаде  и  Хартмана (1854), "Далеко от Дании" Глезера (1860) и др. Пост. балеты: "Вальдемар" (1835), "Праздник в Альбано"  (1839)  Фрелиха,  "Из  Сибири  в  Москву"  Меллера  (1876), "Валькирия" Хартмана, "Свадебный поезд в  Хардангере"  Паулли  (1853)  и др.Оставаясь последователем школы Вестриса, Б.  сумел  придать  датскому балету  нац.  своеобразие:  большая  мимич.  выразительность,  высокая прыжковая техника, энергичность, виртуозность мужского  танца.  В  своих пост. широко использовал фольклор,вводил характерные и  нац.  танцы  как своей страны, так и др. стран. Б. был выдающимся  педагогом,  он  создал школу хореографич. иск-ва,  сформулировал  метод,  именуемый  в  датском балете "урок  Б.",  записанный  его  учениками  и  вошедший  в  балетную педагогич. практику настоящего времени. В 1874 Б.  посетил  Россию,  дал высокую оценку петербургскому балету в своих театральных мемуарах. С о ч.: Mit teaterliv, p. 1-3, Kbh., 1847-77; Det koneg-liche  danske Theater, Kbh., 1848. Лит.: Классики хореографии, M.- Л., 1937, с. 225- 327;  Beaumont  G., Supplement to Complete book of ballets, L., 194. p. 21-36: Krah-Jacobsen S., The Royal Danish ballet, Toronto, 1955. Ham. P.