БУРГТЕАТР
										"БУРГТЕАТР" (Burgtheater) - крупнейший австрийский театр.  Открыт  14 марта 1741 в Вене под названием "Королевский т-р при дворце"  или  "Б.". Первое  время  существовал  гл.  обр.  для  развлечения  дворцовой аристократии. В т-ре шли оперы и балеты, в  к-рых  участвовали  итал.  и франц. актеры. В 1751 здесь впервые выступила  австр.  драм.  труппа  из предместья Вены, постепенно вытеснившая иностр. гастролеров. В 1776  т-р переименован в "Придворный и национальный т-р".  С  этого  времени  стал центром театр. культуры Австрии. Первым руководителем "Б." был актер  И. Ф. Доклад", способствовавший  повышению  сценич.  культуры  т-ра  и  его обществ, значения. В нач. 19 в. т-ром руководил журналист и режиссер  И. Шрейфо-гелъ, собравший крупных актеров, среди которых были-С. Шредер, М. Корн, Л. Леве, Г. АН-тюц, К. Фихтнер и др. Шрейфогель ввел  в  репертуар "E." произв. Шекспира, Шиллера, Гете, добился снятия цензурных  запретов с ряда пьес Шиллера, Лессинга. В 1808 впервые в "Б." пост. "Коварство  и любовь", в 1809 - "Дон Карлос", в  1819  -  "Натан  Мудрый".  Постановки Шекспира и нем. классиков  в  условиях  реакц.  меттерниховского  режима явились выражением прогрессивной антифеод. направленности "Б.".  Большое значение для развития австр. нац. театр. иск-ва  имела  пост.  на  сцене "Б." пьес Ф. Грильпарцера: "Праматерь" (1824), "Сафо"  (1817),  "Золотое руно" (1822). В 1849-67 "Б." возглавлял Г. Лаубе. В этот период "Б." был одним из наиболее значительных т-ров Европы. Во 2-й  пол.  19  в.  здесь работали актеры А. Зоцненталъ, И. Левинский, Ш. Воль' тер, Ф.  Крастелъ, Ф. Миттербурцер, Г. Тимиг и др. Коллектив т-ра объединяло  стремление  к правдивости,  естественности  игры,  глубокому  раскрытию  характеров, мастерству речи и сценич.  движения.  В  1870-81  в  период  руководства режиссера Ф. Дингелъгитедпга на  сцене  "Б."  осуществляются  постановки трагедий Шекспира, пьес Л. Анценгрубера и Г. Ибсена. Повышенное внимание Дингельштедта к декоративному и муз. оформлению привело к преобладанию в его спектаклях зрелищных эффектов за счет раскрытия идейного  содержания драм. произведения.  В  1883  т-р  начал  работать  в  новом  специально построенном здании. В  нач.  20  в.  большое  значение  для  "Б."  имела деятельность выдающегося  актера  И.  Кайнца,  в  иск-ве  к-рого  звучал протест против бурж. действительности (в трактовке Гамлета, Освальда). В нач. 20 в. и после 1-й мировой войны, в годы распространения модернизма, деятели  "Б."  стремились  отстаивать,  хотя  и  не  всегда  достаточно последовательно, традиции реали-стич.  иск-ва.  Основу  репертуара  "Б." составляли клас-сич.  произведения.  Большое  внимание  уделялось  пост. произв. Л. Толстого ("Живой труп", 1928, "Анна Каренина",  1929).  Пьесы совр.  авторов  ставились  гл.  обр.  на  сцене  филиала  "Б."  -  в "Академитеатре" (Akademietheater). Среди крупнейших актеров,  работавших в "Б." в нач. 30-40-х гг.,-М. Девриент, Г. Рей-мерс, А. Хейне, Р. Аслан, Э.Балъзер,  М.  Эйс,  X.  Блейб-трей,  О.  Треслер,  Э.  Вольгемут,  Р. Альбах-Ретти. В 1945 во время 2-й  мировой  войны  здание  "Б."  было  разрушено  в результате  бомбардировки.  После  освобождения  Австрии  т-р  продолжал работу в помещении б. варьете "Ронахер". Крупными событиями в жизни "Б." явились осуществленные в 1946 спектакли "Горе от  ума";  "Натан  Мудрый" Лессинга,  "Калипсо"   Чокора.   25окт.1955   состоялось   открытие восстановленного  здания  "Б."  (спектакль  "Счастье  и  гибель  короля Оттокара" Грильпарпера). Крупнейшие деятели "Б." во главе с Э. Бальзером активно отстаивают реалистич. традиции австр. т-ра, обращаясь  к  лучшим произв. мировой драматургии. Наиболее значительные спектакля  5  Ох  гг. "Мария Стюарт"  (1956,  реж.  Л.  Линдт-берг),  "Нора"  (1956,  реж.  Э. Бальзер), "Фауст" Гете (1958, реж.  А.  Ротт),  цикл  пьес  Грильпарцера (1958, реж. Э. Л отар и Л. Линдтберг). В труппе т-ра (I960): А. С кода, П. Вессели,А. Хербигер, А. Шмид, К.  Гольд,  К.  Дорш,  А. Геснер, Герман Тимиг, В. Кова и др. Лит.: (т г е g о г J., Weltgeschichte des Theaters, W., 1933; L o t h a r В., Das Wiener Burgtheater, B.- Lpz., 1904; T e u b е г 0., Das K. K. Hof burgt heater..., W., 1896 (Die  Theater Wien's Bd 3); Laube H., Das Burgtheater, Lpz., 1868; A l  t  h  M.,  Unser  Burgtheater,  W.,  1955;  Herterich  Fr.,  Das Burgtheater  und  seine  Sendung,  W.,  1948;  Игнатове.,  История западно-европейского театра нового времени, М.- Л., 1940. Л. Лоб.