БУДЕВСКАЯ
										БУДЕВСКАЯ (Б у д е в с к а), Адриана (13.XII. 1878,  Добрич,-  9.XII. 1955,  София)-  болгарская  актриса.  Нар.  арт.  Болгарской  Республики (1953). Одна из основ оположниц реалистич. актерского иск-ва в Болгарии. Окончила в Москве в 1899 Театр.  уч-ще  Малого  т-ра  по  классу  А.  П. Ленского и в том же году с товарищами, учившимися вместе с ней в  России ('К. Сарафов, Х. Ганчев, Г. Киров), вернулась на родину. Б. дебютировала в Софии в 1899 в т-ре "Слеза и смех" (с 1904 - Нар. т-р) в роли Василисы Мелентьевой  (о.  п.  Островского),  следующей  ее  ролью  была  Юлия  в "Доходном месте" Островского. Уже тогда  игра  Б.  отличалась  свежестью решений, глубиной проникновения в  авторский  замысел,  умением  вскрыть подтекст роли, пластичностью и изяществом  внешнего  рисунка.  Вместе  с лучшими  актерами  Нар.  т-ра  Б.  повела  борьбу  за  утверждение  нац. драматургии. В этом репертуаре она уже в первое пятилетие  своей  работы создала  замечательные  образы,  раскрывающие  тему  пробуждения  болг. женщины, ее борьбы за свободу и духовный расцвет личности, против  всего темного,  порабощающего  человека  (Мария  в  историч.  драме  В.Друмева "Иванку- убийца Асеня I", Николица в "Свадьбе в Болярово" и Вела в пьесе "Вампир"   А.   Страшимирова).   Свободолюбивый   дух    болгарской женщины-патриотки, ее мужество, преданность делу  народа  и  неукротимая ненависть к поработителям нашли яркое воплощение в  исполнении  Б.  роли учительницы Невенки в пьесе Миларова  "Апостол".  В  1904  Б.  вместе  с группой ведущих актеров,  недовольных  казенными  порядками  Нар.  т-ра, предприняла попытку организовать на товарищеских началах свой "Свободный т-р"  (Варна).  Творческие  устремления  т-ра  сказались  уже  в  выборе репертуара ("На дне", "Мещане", "Власть  тьмы",  "Без  вины  виноватые"; "Идиот" по Достоевскому, "Женщина с моря" Ибсена, "Одинокие"  и  "Ткачи" Гауптмана). В 1906 т-р закрылся, а его актеры вернулись в Нар. т-р,  где Б. проработала до 1926.  В  этот  период  творческой  зрелости  Б.  были созданы ее лучшие роли в нац., рус. и зарубежной классич. драматургии. В роли Свекрови (о. п. Страшимирова) Б. поражала глубиной  знания  быта  и психологии  крестьянской  женщины.  В  роли  Цены  ("Змеиная  свадьба" Тодорова) Б. несла страстное, разрывающее все цепи стремление  вырваться из домашних пут. Этапным в творческом  и  идейном  развитии  Б.  явилось создание ею образа  борца  против  турецкого  ига,  учительницы  Рады  в инсценировке романа И. Вазова "Под игом". Этот  образ  в  исполнении  Б. приобретал революционное звучание, вырастал до символа  протеста  против всякого гнета и насилия. Вскоре спектакль был запрещен. Из др. ролей  Б. в  нац.  репертуаре  значительны:  Рада  ("Строители"  Тодорова),  Елена ("Боян-волшебник" Христова), царица Теодора  ("Над  пропастью"  Вазова), Милка ("У подножия  Витоши"  Яворова),  Галатея  ("Когда  боги  смеются" Михайловского), Раевская ("Загубленная жизнь" Каримы). Образы Б. в  рус. репертуаре:  Татьяна  ("Мещане"),  Нина  Заречная  ("Чайка"),  Акулина ("Власть  тьмы").  В  зарубежной   драматургии:   Эмилия   Галотти (о.п.Лессинга), Юдифь (о.п.Хеббеля), королева Елизавета ("Мария  Стюарт" Шиллера), целая  галерея  ибсеновских  героинь  -  г-жа  Боркман  ("Джон Габриель Боркман"), Нора (о. п.), Ирена  ("Женщина  с  моря")  и  др.  В шекспировском репертуаре лучшими ее созданиями были  Дездемона,  Офелия, леди Макбет. В пьесах Гауптмана, Зудермана,  Стриндберга  (к-рые  широко шли на болг. сцене в первые два десятилетия 20 в.) Б. обычно играла  гл. женские роли. Б. - подлинная актриса переживания. Каждая  ее  роль  была сильна глубиной проникновения  в  человеческую  психологию.  Трагические ноты сближали Б. с М. Н. Ермоловой, сильное же интеллектуальное начало в со-нетании  с  тонкой  лиричностью  и  поэтичностью  -  с  В.  Ф. Комиссаржевскои.  В  годы  наступления  реакции  после  подавления сентябрьского  восстания  1923  Б.  была  уволена  из  т-ра.  Политич. преследования вынудили ее  покинуть  страну  и  с  1926  переселиться  в Аргентину,  где  Б.  была  лишена  возможности  творчества.  В  1948  по приглашению правительства нар.-демок-ратич. Болгарии Б. возвратилась  на родину и была горячо встречена общественностью страны.  Имя  Б.  в  1953 было присвоено т-ру, в г. Бургасе. Лит.: А. Будевска. Юбилеен сборникът. 1899-1924, София, 1925; Адриана Будевска. Книгата юбилеен  сборник  по  случай  25  годишника  напървата актриса от народния театър Адриана Будевска, [София],  1934;А.  Будевска [Сб.], София. 1958;  "Театър",  София,  1953,  ј  12  (Юбилейный  номер, посвященный творчеству Будевской); "Театър", София, 1955, "ј  12  (номер посв. памяти Будевской); Гоневски  X.,  Адриана  Будевска  в  Аргентина, "Театър", София, 1956, .ј 1; Гочев Г., Адриана  Будевска,  в  кн.:  Столетие  Болгарского  театра, София, 1956; Илиев А., Сборник за  Адриана  Будевска,  "Театър".  София, 1958, "Ne 12. В. M., Аг. M.