БУДАПЕШТ
										БУДАПЕШТ  (Budapest)  -  столица  Венгерской  Народной  Республики (образована в 1872 в результате слияния городов Буды и Пешта) (1850 тыс. жит. на 1957). В нач. 18 в. разл. церковные ордена  (иезуиты,  пиаристы, францисканцы и др.) дают в Буде и Пеште представления школьных  драм  на лат. яз. В 18 в., при поддержке местной нем.  знати,  здесь  открываются нем. оперные и драм. т-ры с постоянными труппами. В  1790  в  помещениях нем. т-ров "Варсинхаз" в Буде и "Ронделла" в Пеште состоялись  спектакли первой венг. труппы под рук. Л. Келемеиа. Регулярные спектакли венг. т-р начал давать с 1792, но уже в 1796 в  результате  усиления  австрийского гнета он был закрыт местными властями, и  актеры  его,  объединившись  в "бродячие труппы", разъехались по стране. Вплоть до 1837 Буда и Пешт  не имели постоянного венг. т-ра,  довольствуясь  лишь  гастролями  провинц. трупп, пышными нем. оперными и драм. спектаклями. Жители Б., однако,  не прекращали  борьбы  за  создание  нац.  т-ра.  Борьба  эта  увенчалась победой-22 авг.1837 в Пеште открылся "Пешт-ский венгерский т-р", в к-рый вошли лучшие артистич силы из венг. бродячих  трупп.  В  1840  "Пештский венгерский т-р" (включавший  2  труппы-драм.  и  оперную)  был  объявлен государственным и переименован в Нац. т-р (см.  Венгерский  национальный тпеатр).14сент.  1861  был  открыт  "Будайский  народный  т-р"  в Буде,существовавший до 1870 и ставший ведущим т-ром  оперетты;  13  окт. 1875 - Народный т-р в Пеште (первый директор Й.Ракоши); в 1884  построен и открыт т-р "Операхаз", куда  были  перенесены  из  Нац.  т-ра  оперные постановки. После смерти в 1894 реж. Э. Паулаи и перехода  Нац.  т-ра  в помещение Народного т-ра (1908) Нац. т-р на время  теряет  свою  ведущую роль в театр. жизни Б. и уступает ее возникшим здесь в 90-х гг. 19 в.  и в  нач.  20  в.  т-рам  "Виг-синхаз*  (т-р  "Комедии"),  "Мадьярсинхаз", Королевский (оперетты) и др. Театр. жизнь Б. нач. 20 в. развивалась в  2 направлениях:  первое  нашло  наиболее  яркое  выражение  в  постановках Королевским т-ром венг. оперетт (И. Кальмана, Ф. Легара,  Е.  Хуска,  П. Качо и др.); второе -  в  постановках  на  сценах  т-ров  "Вигсинхаз"  и "Бельвароши"  экспрессионистских  драм  и  комедий  Ф.  Мольнара  и  М. Лендьеля. Большую роль в распространении новой драмы Г.  Хейерманса,  Г. Ибсена, М. Горького сыграла 1904-08 общедоступный т-р  "Талия"  (рук.  и реж. Ш. Хевеши). С политич. миниатюрами (собств. соч.) выступал в кабаре "Модерн синпад" Э. Надь. Большое значение для развития т-ров Б. конца 19 - нач. 20 вв. имели гастроли знаменитых европ. актеров (Т. Сальвини и Э. Ристори) и театр. коллективов (Мейнингенцы, т-р Рейн-хардта). В  период  революции  1919  и  установления  Венгерской  советской республики большинство деятелей венг. т-ра  активно  встало  на  сторону нар. власти. В Б. был создан Директориум  иск-в,  открылись  новые  т-ры (им. Энгельса, детский). Все т-ры Б. ставили гл.  обр.  нац.  и  мировую прогрессивную  драматургию,  организовывали  бесплатные  спектакли  для рабочих. Подавление Венг. сов. республики  и  фашизация  страны  привели театр. иск-во Б. к глубокому кризису. Мн. деятели т-ра эмигрируют из  Б. (И. Кальман, Б. Барток, Ф. Моль-нар - на запад, Б. Балаж,  Б.  Иллеш,  и др. - в СССР). Освобождение Венгрии от фашистского ига в 1945 открыло новую главу  в истории т-ров Б. Первый спектакль - "Банк-бан" И.  Катоны-  состоялся  в Нац. т-ре в февр. 1945, когда в городе еще шли бои. В  1949  в  Б.  была проведена национализация т-ров (до этого  государственными  были  только Над.  т-р  и  Венгерский  оперный  т-р).  Переход  т-ров  в  ведение народ-но-демократич.  гос-ва   помог   укрепить   труппы,   поднять идейно-художественный  уровень  постановок.  Были   созданы   новые кол-лективы("Т-р шахтеров", Венг. гос. т-р кукол,Т-р  им.  А.  Йожефа  и др.). В 1951 было заново отстроено разрушенное во время осады Б.  здание "Вигсинхаза", в к-ром работает Венгерский театр Народной армии  (с  1960 вновь переименован в "Виг-синхаз"). Всего в Б. в даст. время работают 20 т-ров. Наиболее значит, из них: Венгерский государственный оперный театр ("Операхаз",  на  двух  сценах);  Национальный  т-р  (на  двух  сценах); "Вигсинхаз"; Т-р им. А. Йожефа; Венгерский театр им. И. Мадача (на  двух сценах); Венгерский театр им. И окай (на двух сценах); Венгерский  театр оперетты (на двух сценах) и др. Репертуар  т-ров  Б.  составляют  произв.  нац.  классич.  и  совр. драматургии, отражающие  жизнь  народно-демократич.  Венгрии  (пьесы  Л. Мештерхази, И. Дарваша, К. Фехера и др.), пьесы рус. и сов. авторов  (А. Чехова, М. Горького,  А.  Арбузова,  В.  Розова  и  др.),  прогрессивных драматургов др. стран (А. Миллера, Ф. Дюрренматта и др.). Из произв.  мировой  классики  чаще  всего  идут  пьесы  Шекспира.  В "Операхазе" Б. большое место занимают произв. Ф. Эр-келя, Б. Бартока, П. Чайковского,  Д.  Верди,  Р.  Вагнера.  Т-р  оперетты  славится  новым оригинальным прочтением кальма-новских и оффенбаховских оперетт, а также пост. совр. венг. оперетт (Е. Хуска, Л. Кемень-"Где-то на юге", 1956; Ф. Фар каш а-"Школа вдовцов", 1958). А. Гер.