БУАЛО
										БУАЛО,  Буало-Депрео  (Boileau-Despreaux),  Никола  (1.  XI.1636, Париж,-13.III.1711, там же)- французский критик, поэт-сатирик и теоретик классицизма. Род.  в  семье  зажиточного  буржуа,  судейского  чиновника Парижского  парламента.  Учился  в  иезуитской  коллегии,  затем  на богословском и юридич. ф-тах Сорбонны (Парижский ун-т). С 1663 печатались мелкие стихотворения Б., затем  сатиры,  наполненные  поло-мич.  выпадами  против  отживших  и реакционных лит. течений - прециозного и бурлескного. Б. высказывал свои эстетич. суждения и в посланиях (эпистолах), к-рые писал начиная с 1669. Влияние  римского  поэта  Горация  проявилось  в  дидактич.  поэме  Б. "Поэтическое  искусство"  (1674),  создавшей  эпоху  в  истории  европ. эстетич. мысли и лит. критики. Б. привел в систему положения, выдвинутые предшествующими теоретиками классицизма (Ф.  Малербом,  Ж.  Шапленом,  д Юбиньяком и др.), и изложил их в  живой,  эпиграмм  а-тич.  форме.  Осн. принцип эстетики Б.- преклонение перед разумом. Истина,  устанавливаемая разумом,  тождественна  красоте  и  находится  в  "природе"  (реальной действительности). Подражание "природе" - осн. задача  поэзии,  критерий ее  эстетич.  ценности.  Однако  Б.  сужает  область  применения  этого реалистич.  принципа,  пропагандируя  метод  абстрактной  типизации, направленный на воспроизведение в человеке его неизменной сущности, а не конкретных форм ее проявления.  Аристократич.  ограниченность  поэтикиБ. проявилась в том, что  он  отвергал  нар.  поэзию  и  нар.  т-р  (фарс), считая,что он доставляет удовольствие только "грубой черни".  Рекомендуя поэтам-драматургам "изучать двор и знакомиться с город ом", Б. возражает против изображения в  драматургии  жизни  деревни  и  ее  обитателей.  В третьей песни "Поэтического искусства" Б. устанавливает законы трех осн. поэтич. жанров - эпопеи, трагедии и комедии. В  характеристике  трагедии он опирался на творчество Расина, к-рое  принимал  безоговорочно.  Более критично относился Б. к траге диям Корнеля,  в  к-рых,  по  его  мнению, нарушался  принцип  "укрощения  страстей  разумом".  В  области  комедии образцовым драматургом, по Б., был Терен ций, а  не  Мольер,  к-рого  он считал  "слишком  другом  народа".  Из  формальных  законов  классицист, драматургии  Б.  настаивал  на  правиле  трех  единств,  на  правильном распределении материала между диалогом и рассказом, требовал  нарастания действия  в  каждом  акте  пьесы.  Б.  выступал  за  интеллектуальность творчества  и  рекомендовал  драматургам  подвергать  свои  впечатления рассудочной обработке, исключающей всякую жанровую и бытовую окраску.  В области актерского творчества Б. был  сторонником  напевной  декламации, пропагандируемой  Расином,  и  говорил,  что  "театр  требует  подобных преувеличенных, широких линий как  в  голосе,  в  декламации,  так  и  в жестах".  Поэтика  Б.,  сыграв  прогрессивную  роль  в  период  расцвета абсолютной монархии 17 в., в дальнейшем стала тормозить развитие иск-ва, его сближение с жизнью. Поэтому прогрессивные театр. деятели 18  -  нач. 19 вв. вели борьбу с эстетикой Б., мешавшей укреплению в т-ре реалистич. метода. Соч.: Поэтическое искусство, пер. с франц. Э. Л. Линец-кой, М., 1957; то же, пер. С. С. Нестеровой и др., М., 1937. Лит.: История французской литературы, т.  1,  М.,  1946,  с.  523-38; Мокульский С., Французский классицизм, в кн.: Западный сборник, вып.  1, М.-Л., 1937; L  a  n  s  on  Ст.,  Boileau,  P.,  1892;  F  a  guet  E., Dix-septieme siecle. Etudes litteraires. P., 1901; Adam  A.,  L'histoire de la litterature rancaise au XVII siecle, v. 3-4, P., 1952-54. С. Мок.