БРЮСОВ
										БРЮСОВ, Валерий Яковлевич [1(13).XII. 1873, Mo-сква,-9. X. 1924,  там же]- русский советский поэт. Род. в Москве в купеческой  семье.  В  1899 окончил ис-торико-филологич. ф-т Моск. ун-та. Выступил как поэт  в  нач. 1890-х гг., проповедуя в своих произведениях индивидуализм, уход  в  мир фантазии и экзотики, принцип "искусства  для  искусства".  В  1905-07  в творчестве  Б.  появляются  социальные  мотивы,  протест  против  бурж. самоуспокоенности. Понимая  обреченность  бурж.  мира,  Б.  приветствует революцию, воспевая ее разрушительную и обновляющую силу. Поэт  осознает отчужденность совр. ему  иск-ва  от  народа,  его  замкнутость  в  круге меньшинства ("Весы", 1905, ј.ј 9-10). Он  считает,  что  т-р  отстал  от своего века, и отказывается признать его в таком виде  истинным  иск-вом ("Весы", 1905, ј 12). Как  и  другие  символисты,  Б.  ищет  возможности расширить идейные масштабы совр. ему  т-ра  путем  утверждения  принципа условности,  по  его  мнению,  позволяющего  т-ру  выявлять  "роковые" противоречия жизни, ее "извечные" закономерности, скрытые за  видимостью быта. Символич. образ, иносказание, аллегория становятся для Б.  основой художеств. выразительности в драме и сценич. творчестве. Реализм и условность - постоянная тема  выступлений  Б.  по  вопросам т-ра. Эта тема развивалась  им  в  публичной  лекции  "Театр  будущего", прочитанной в 1907 в различных аудиториях Москвы,  в  многочисл.  театр. заметках (в т. ч. в ранней статье "Ненужная правда",  критикующей  метод Моск. художеств. т-ра; "Мир искусства", 1902, ј 4) и наиболее полно - в  статье  "Реализм  и условность на сцене" (сб. "Театр. Книга о новом театре", СПБ, 1908). Первые драматургич. опыты Б.  относятся  к  1893  ("Дачные  страсти", "Проза", "Каракалла"). В символистской драме "Земля" (1904) Б. в образах фан-тастич. будущего рисует вырождение  человечества  и  его  гибель  от прогресса созданной человеком, но уже не подвластной ему техники  (1922, Большой  Драм.  т-р,  1923,  Гос.  Экспериментальный  т-р).  Идея непреодолимого  внутреннего  одиночества  лежит  в  основе  одноактной "психодрамы" Б. "Путник" (1910), ставившейся в Петербурге и в провинции. Бессилие жизни перед смертью составляет тему  трагедии  Б.  "Протиси-лай Умерший" (1911-12), претворяющей в символистском  духе  мотивы  античной драмы. После Октябрьской революции Б. пишет драм.  сцены  "Пифагорейцы", драму  "Диктатор"  (не  опубл.)  и  фантастич.  драму,  действие  к-рой происходит на комете (также не опубл.). Идейное развитие Б. шло в направлении все более глубокого  и  полного приятия революции. В 1920 Б. вступил в  партию.  С  1921  Б.-  профессор Моск. ун-та, а также ректор и профессор созданного в том же году по  его инициативе  Высшего  лит.-худож.  ин-та.  Б.  активно  участвовал  в строительстве  сов.  культуры,  популяризировал  крупнейшие  завоевания культуры  прошлого.  Вел  разностороннюю   литературную,   научную, переводческую,  лит.-издательскую  и  редакторскую  деятельность.  Среди драм. переводов Б.: "Пеллеас  и  Мелисанда"  Метерлинка,  "Франческа  да Римини" Д'Аннунцио  (совм.  с  Вяч.  Ивановым),  "Герцогиня  Падуанская" Уайльда, "Амфитрион"  Мольера,  "Елена  Спартанская"  Верхарна,  "Федра" Расина, "Лилюли" Р. Роллана, а также'"Фауст" Гете. С о ч.: Полное собр. сюч., т. 1-4, 7, 8, 15,  21,  СПБ,  1913-  1914; Избр. произведения, т. 1-3, M.-Л., 1927. Лит.: История советской литературы, т. 1, М., 1958; Ашукин Н., Валерий Брюсов  и  театр  (Библиографиче  екая  справка  к 50-летию со дня рождения), сХудожник и зритель", 1924,  .ј  1;Городецкий С., Театр Брюсова, "Искусство трудящимся", 1925, .ј45. Т. Р.