БРЕХТ
										БРЕХТ (Brecht), Бертольт (10.11. 1898, Аугс-бург,-  14.  VIII.  1956, Берлин) - немецкий драматург, поэт,  публицист  и  театральный  деятель. Родился в бурж. семье. Участвовал в Ноябрьской революции 1918, работал в Аугсбургском совете рабочих и солдатских  депутатов.  Первые  пьесы  Б.: "Ваал" (1918, Лейпциг- 1923), "Барабаны в ночи" (1919, Мюнхен-1922),  "В джунглях городов" (1923) и обработка трагедии К.  Марло  "Жизнь  Эдуарда II" (в соавторстве с Л. Фейхтвангером, 1924, Мюнхен)  направлены  против милитаризма, основ бурж. общества, но не содержат  четкой  положительной программы.  Сближение  с  Коммунистич.  партией  Германии,  изучение марксизма-ленинизма приводит Б. с середины 20-х гг. к стремлению создать драматургию и т-р, обнажающие пороки капиталистич.  строя.  Этой  задаче посв. пьесы Б.: "Человек есть человек" (1926,  Дармштадт  и  Берлин)  и, созданная Б. с  композитором  К.  Вейлем  на  сюжет  "Оперы  нищих"  Гея "Трехгрошовая опера" (1928, "Т-р ам Шиффбауэрдамм", Берлин).  Оформлению эстетич. теории Б. способствует сближение его с Э.  Пискатором,  в  т-ре к-poro он сотрудничал в 1927 (лит. обработка ряда пьес, участие в  инсц. романа Я. Гашека "Похождения бравого солдата Швейка"),  а  также  творч. связи Б. с  пролетарскими  театр.  коллективами  Германии,  у  к-рых  он заимствует нек-рые художеств. формы (агитобозрение, декламационные хоры, скетчи и т. п.). Стремясь повысить воспитательную роль т-ра,к-рый,по его мнению,должен  воплощать  революц.-политич.  идеи,  драматург  усиливает публи-цистич. элементы своего творчества. Этой задаче отвечает его  цикл "дидактических"  пьес  (пост.  любительскими  коллективами  Германии): "Баденская  назидательная  пьеса",  или  "Полет  Линдберга"  (1929), "Счастливый конец" (1929),школьная опера  "Говорящий  "да"  и  говорящий "нет"" (1930), "Исключения и правило"  (1930).  В  пьесе  "Высшая  мера" (1930)    Б.,    рассказывая    о    героической    деятельности коммунистов-подпольщиков, не создал полнокровные  художеств.  образы,  в пьесе  сказалось  незнание  Б.  подлинной  революционной  практики коммунистов, которую он показал недостаточно верно. Пьеса "Святая Иоанна скотобоен" (1930, Гамбург, 1959)  Б.  раскрывает преступления, связанные с созданием капиталистич. треста. Последний опыт "назидательной" драматургии - пьеса "Мать" (по мотивам  Горького,  1932, Берлин), определившая новый этап в творчестве Б. После захвата власти фашистами (1933) Б. эмигрировал. Жил  во  многих странах, в т. ч. в Дании (1933-39),  Финляндии,  США.  Период  эмиграции отмечен созданием выдающихся антифашистских произведений: "Круглоголовые и остроголовые" (1936, т-р "P  ид  де  реален",  Копенгаген),  "Винтовки Тересы Каррар" (1935, Париж), "Страх  и  отчаяние  в  Третьей  империи", документальный монтаж из 24 сцен (1944, Нью-Йорк), "Сны  Симоны  Ма-шар" (совм. с Л. Фейхтвангером,  1942,  Мюнхен  -  1958),  "Швейк  во  второй мировой войне" (1943, Нью-Йорк). Ряд др.  пьес  Б.,  хотя  и  не  рисует непосредственно фашизм, несет в себе мысль -  человек  обязан  выступать против отжившего миропорядка. К их числу относятся: "Мамаша Кураж  и  ее дети" по Грим-мельсгаузену (1939, Цюрих - 1941), "Допрос Лукулла" (1939, использована П. Дессау в качестве либретто  оперы  "Осуждение  Лукулла", Берлинская гос. опера, 1951), "Жизнь Галилея" (первая ред. 1939, Цюрих - 1943; вторая ред. 1945, Берлин -  1956),  "Добрый  человек  из  Сезуана" (1940, Цюрих - 1943),  "Господин  Пунтила  и  его  слуга  Матти"  по  X. Вуо-лийоки (1940, Цюрих - 1948), "Восхождению  Артуро  У  и  можно  было помешать"  (1941,  Гамбург  -  1959).  Уже  в  пьесе  "Круглоголовые  и остроголовые"  художник  побеждает  в  Б.  рационалиста-дидактика.  В последующих  произведениях  Б.,  написанных  после  1939,  этот  процесс выявляется еще отчетливее, разработка характеров здесь особенно глубока. С 1948 Б. жил в Берлине, здесь были им завершены: "Кавказский меловой круг" (1948, "Берлинер ансамбль" - 1954) и "Дни Коммуны"  (1949,  т-р  в Карл-Маркс-Штадте - 1956). Здесь же Б. занимался  переработкой  в  плане своей идейной и эстетич.  программы  пьес:  "Антигона"  Софокла  (1948), "Гувернер" Ленца (1950), "Бобровая шуба"  и  "Красный  петух"  Гауптмана (1951), "Кориолан" Шекспира (1952),"Трубы и литавры"  Фаркера  (1956)  и др. В 1924 Б. впервые выступил как режиссер, пост. в мюнхенском Камерном т-ре "Жизнь Эдуарда II". В  40-50-е  гг.  Б.  основное  внимание  уделял созданному им  в  1948  т-ру  ((Берлине?  ансамбль,  в  к-ром  стремился воплотить на практике свои воззрения на драму. Б. пост. здесь совм. с Э. Энгелем пьесы: "Мамаша Кураж и ее дети" (1949), "Господин Пунтила и его слуга Матти" (1949), последнюю редакцию "Жизни Галилея" (1956); совм. с К.  Неером  - "Гувернер"  (1940),  затем-"Мать"  (1951),  "Кацграбен"  Штрит-тматтера (1953) и "Кавказский меловой круг" (1954). Теоретич. взгляды Б.  изложены  в  статьях:  "Широта  и  многообразие реалистической манеры письма" (1938),  "Народность  и  реализм"  (1938), "Новая техника актерского искусства" (1940), "О народной пьесе"  (1948), "Малый органон  для  театра"  (1949),  "Диалектика  на  театре"  (1957), "Несколько заблуждений по поводу  манеры  игры  "Берлинского  ансамбля"" (1957) и  др.,  а  также  в  примечаниях  к  ряду  пьес  ("Мать",  1935, "Круглоголовые и остроголовые", 1936, и др.). Б. называл свою теорию "эпическим т-ром", взяв этот термин у  Шиллера и Гете, но вложив в него новое содержание. Для Б. большое значение имело замечание Энгельса о том, что драма будущего  будет  представлять  собой "полное  слияние  большой  идейной  глубины,  осознанного  исторического смысла,...с шекспировской живостью и действенностью..." ("К. Маркс и  Ф. Энгельс об искусстве", т. 1, 1957, с. 29). Б. стремился вернуть т-ру, на новой ступени его развития и для новых задач, синтез развлекательности и поучительности, присущий драматургии Просвещения. Осн. задача театра, по Б.,-художественными  средствами  донести  до  широкого  зрителя  законы развития человеческого общества,  заставить  его  задуматься  над  своей социальной позицией и прийти к  выводу  о  необходимости  переустройства мира. Б. утверждал существенное отличие  пропагандируемой  им  драмы  от предшествующей (названной  им  "аристотелевской"),  вызывавшей,  по  его мнению, чувства жалости, сострадания к  людям.  Взамен  этих  эмоций  Б. призывал деятелей т-ра пробуждать своими спектаклями такие  чувства  как гнев против поработителей  народа,  восхищение  героизмом  новых  людей. Вместо  драматургии,  предполагающей  сопереживания  зрителя  чувствам персонажа, Б. выдвигал драматургию, вызывающую удивление  и  любопытство перед авторской мыслью, приводящую  зрителя  к  осознанию  необходимости перестройки отживших  общественных  отношений.  С  этой  целью  Б.вводит прием,  названный  им  "эффектом  отчуждения"  ("Verfremdungseffekt"), состоящий в том, что хорошо знакомое явление  предстает  в  спектакле  с неожиданной стороны, требует от зрителя новизны его осознания. Средством для осуществления этого является постоянное нарушение  натуралистической иллюзии, "подлинности" происходящего на сцене.  Б.  добивается  фиксации внимания зрителя на важнейших мыслях автора, и с этой целью вводит песни (songs),  хоры  и  т.  п.,  концентрированно  выражающие  авторскую мысль(напр., "Песня о великой капитуляции" в пьесе"Мама-ша  Кураж  и  ее дети"). Теория драмы Б. потребовала и  создания  новой  теории  актерского  и режиссерского искусства. Б. считал, что главная задача  актера-  активно отстаивать новый строй. В процессе подготовки спектакля  Б.  рекомендует актеру подойти к образу, созданному драматургом, с позиций свидетеля  на суде,  страстно  заинтересованного  в  выяснении  истины  (метод  "от свидетеля""), т. с.  глубоко  и  всесторонне  проанализировать  поступки действующего лица и их  побудительные  мотивы.  Б.  допускает  актерское перевоплощение, но лишь в  репетиционный  период,  т.  к.  окончательным творческим актом на сцене, по мнению Б.,  является  "показ'.  Мизансцены должны быть не просто выразительными, но и  предельно  точно  раскрывать смысл изображаемого явления "пользуясь различными средствами  художеств. выразительности вплоть до метафоры, даже символа. Б.  строил  мизансцены по принципу кинокадра. С этой целью он использовал т. н. "метод модели", т. е. фиксации на фотопленке наиболее ярких мизансцен  и  отдельных  поз актера  с  целью  их  закрепления.  Б.  был  противником  иллюзорного воссоздания среды, а  также  сценич.  оформления  и  световых  эффектов, излишне "пропитанных  настроением";  функции  декораций  он  ограничивал обозначением места действия с помощью точно найденных реалистич. деталей и созданием наиболее удобных условий для игры актера. Б. был членом Всемирного Совета Мира. За свою деятельность драматурга и  режиссера  награжден  Нац.  пр.  (1949),  а  как  активный  борец  за мирМеждунар. Ленинской  премией  "За  укрепление  мира  между  народами" (1954). Соч.: Stucke, Bd 1-12, В.,  1955-59;  Uber  experimentelles  Theater, "Theater der Zeit", В., 1959, J\o 3; в рус. пер.- Диалектика на  театре, "Театра, М-, 1957, .N" 5; Эпические драмы, M.-Л., 1934; Пьесы, M., 1956; О театре. Сб. статей, М.,1960. Лит.: P а и х Б., Бертольт Брехт, М.,  1960;  Фрадкин  И.,  Лтература новой Германии, М., 1959; Эткинд Е-, Театр Бертольта Брехта, "Нева", Л., 1957, J\o 8; Л а ц и с А., Революционный театр Германии,  пер.  с  нем., М., 1935; Schumacher E.. Die dramatischen Versuche Bertolt  Brechts  1918-1933, В., [1955]; Hecht W., Die Entwicklung von Brechts Theorie  des  epischen Theaters 1918-1933, TI 1-3, "Theater der Zeit". Studien,  1958,  ј  9,zu Heft 12; 1959, ј 10, zu Heft 3; R i 11 а Р., Essays, В., 1955;  Сборник: Theaterarbeit. 6. Auffuhrungen des Berliner Ensembles, Dresd., ll952j; "Sinn  und  Form",  Beitrage  zur  Literatur.  Erstes  und  zweites Sonderheft, Bertolt Brecht,  [Potsd.,  1957;  Wekwerth  M.,  Theater  in Veranderung, B., 1960. B. K.