БРАТСТВА
										БРАТСТВА" - средневековые театральные  полулюбительские  организации. "Б."  представляли  собой  первичные  формы  театр.  трупп.  Наибольшее распространение  имели  во  Франции,  Англии,  Голландии,  Германии. Формировались в процессе секуляризации театр. иск-ва и совершенствования любительских  выступлений  цехов.  "Б."  обладали  постоянным  составом труппы, подчинялись своим уставам; обретая самостоятельность, уходили из подчинения церкви. Во главе "Б." стояли  выборные  "короли".  По  своему характеру "Б." делились на религиозные или комические в  зависимости  от репертуара. Религиозные "Б." были связаны своими истоками  с  церковными организациями,  комические  создавались  в  результате  объединения гистрионов.  Древнейшие  "Б."  -  итал.  "Братство  Гонфалоне"  (1264), участники к-рого показывали мистерии на арене римского Колизея, и франц. "Братство жонглеров" в Аррасе (9 в.). "Б." иногда создавались специально для пост. одного ми-стериального представления (напр., в  Валансьепне  в 1547). Комич. "Б." существовали как сообщества "Дураков", а позже, с  14 в., превратились в разнообразные комич.  союзы:  "Базогии"  "Беззаботные ребятам и Др. Своеобразным видом "Б." были объединения нем. мейстерзингеров  (15-16 вв.), занимавшиеся не только поэтич. и муз. творчеством,  но  и  сценич. игрой, и голландские "камеры риторов" (15 в.),  известные  своими  пост. аллегорич. пьес морализующей и политич. направленности. В конце 14 в. во Франции было  создано  "Братство  страстей  господних,  с  деятельностью к-рого связано начало  перехода  от  любительства  к  профессионализации сценич. иск-ва. В 1402 это "Б."  получило  монопольное  право  играть  в Париже.  Представления  его  были  перенесены  с  площади  в  закрытое помещение.  Монопольное  положение  "Братства  страстей  господних" способствовало  повышению  сщенич.  культуры  (большая  композиционная целостность оформления и т. д.), но препятствовало  свободному  развитию театр. иск-ва. Ставя гл. обр. мистерии,  "Братство  страстей  господних" вносило в представления бытовую и  даже  комич.  окраску,  что  вызывало нарекания со стороны гор. и церковных властей. В 1548 указом  парижского парламента "Братству страстей господних" было запрещено играть мистерии, но его театр. монополия сохранялась. "Б."  приспособило  для  спектаклей помещение "Бургундского отеля" и сдавало его различным труппам, став  т. о. административной организацией. В 1676 "Братство  страстей  господних" прекратило свое существование. Лит.: История  западноевропейского  театра,  под  общей  ред.  С.  С. Мокульского, т. l, M.,  1956;  Гвоздев  А.  и  Пиотровский  А.,  История европейского театра, М.- Л., 1931; P e t i t de J'u l l e v i l l e. Les comediens en France au moyen age, P., 1885. p p g.