БОРОДИН
										БОРОДИН,    Александр    Порфирьевич    [31.Х(12.ХП.    1833, Петербург,15(27).II.1887, там же] - русский композитор  и  ученый-химик. Учился в Медико-хи-рургич. академии (1850-56) в Петербурге. С конца 1862 - профессор, с  1877  -  академик  Медико-хи-рургич.  академии.  В  1862 сблизился с  композитором  М.  А.  Балакиревым  и  вошел  в  его  кружок ("Могучая кучка"). Б.- автор симфоний, камерно-инструмент., вокальных  и др. соч.- создал монумент, героич. оперу  "Князь  Игорь"  по  древнерус. эпич. поэме "Слово о полку Игореве" (либретто написано Б. по сценарию В. В. Стасова), но не успел закончить эту оперу; после смерти  композитора, по его материалам, оперу  завершили  Н.  А.  Римский-Корсаков  и  А.  К. Глазунов. Пост. состоялась в 1890 в Мариинском т-ре. Проникнутая высокой патриотической  идеей,  опера  Б.  покоряет  величием  и  благородством образов,  мощью  и  размахом  народных  хоровых  сцен,  рельефностью во-кально-симфонич.   характеристик,   широтой    и    разнообразием муз.-драматич. форм.  Она  включает  и  эпич.  картины,  и  трогательную лирику, и характерные жанровые образы,  и  скомороший  юмор.  При  общей уравновешенности   и    пластичности    форм    опера    отличается целеустремленностью драматич. развития. "По моему,- писал Б. в одном  из писем, - в опере, как и в декорации, мелкие  формы,  детали,  мелочи  не должны иметь места; все должно быть писано крупными штрихами, ясно, ярко и  по  возможности  практично  в  исполнении  как  голосовом,  так  и оркестровом. Голоса должны быть на первом плане, оркестр - на втором.... Меня тянет к пению, к кантилене, а не к  речитативу,  хотя,  по  отзывам знающих людей, я последним владею недурно.  Кроме  того,  меня  тянет  к формам более законченным, более круглым, более широким". Новаторски развивая традиции М. И. Глинки,  Б.  красочно  воплотил  в музыке два мира - Русь и Восток. Не прибегая к прямым заимствованиям  из фольклора, Б. чутко воспроизвел  в  опере  характер  народной  музыки  - русской и восточной (композитор  внимательно  изучил  напевы,  собранные венг. путешественником П. Гунфальви в Средней Азии и у потомков  древних половцев в Венгрии). Высоким образцом постижения духа и  склада  русской народной песни является подголосочный  хор  поселян  из  "Князя  Игоря", передающий скорбь народа и одновременно его душевную стойкость. Столь же оригинальны и столь же типичны  восточные  мелодии  Б.,  воспроизводящие знойную негу и лихую воинственность половецкого стана. Один из  шедевров русской художеств. классики, опера "Князь Игорь" послужила образцом  для создания историко-эпич. опер других народов СССР и вошла в фонд мирового оперного иск-ва. Б. написал также муз.-театр. пьесу "Богатыри" на текст В.Александрова (В. А. Крылова). Эта пьеса ("опера-фарс"), пародирующая  оперные  штампы (с  частичным  заимствованием  музыки  из  опер  Мейербе-ра,  Россини, Герольда, Серова, Кавоса, оперетт Оф-фенбаха, нар. песен  и  др.),  была пост. в 1867 в Малом т-ре (инструментовка  дирижеров  Э.  Мертена  и  Ф. Бюх-нера). В 1936 была  пост.  в  Камерном  т-ре  (Москва)  в  неудачной переделке  (новый  текст  Демьяна  Бедного),  вызвавшей  осуждение общественности. В клавире сохранился написанный Б. 4-й акт  оперы-балета "Млада"  (коллективная  работа  композиторов  балакиревского  кружка  на сюжет, предложенный С. А. Гедеоновым, либретто В. А. Крылова). Лит.: Стасов В. В., Александр Порфирьевич Бородин, М., 1954; Ф и г  у р о в с к и и II. А. и Соловьев Ю. П.,  Александр  Порфирьевич  Бородин, М.-Л., 1950; Д и а н и н С. А., Бородин, М., 1955; Асафьев Б. В., Избранные труды, т. 3, М., 1954; Глебов Игорь (Б. В. А с а ф ь е в), Из  забытых  страниц русской музыки, в кн.: Музыкальная летопись.  Статьи  и  материалы,  под ред. А. Н. Римского-Корсакова, сб. 1, П., 1922; Л а м м П. и П о-л  о  в С., "Богатыри", "Советская музыка", 1934, ј 1. Б.Ш.