БОГУСЛАВСКИЙ
										БОГУСЛАВСКИЙ (Boguslawski), Войцех (9.1 V.1757, Глинно,- 23.VII.1829, Варшава) -польский  режиссер,  драматург,  либреттист,  педагог,  артист драмы  и  оперы  (бас),  театральный  деятель.  Создатель  польского профессионального  драм.  и  муз.  т-ра.  Родился  в  шляхетской  семье. Обучался  в  начальной  школе  в  Варшаве,  где  участвовал  в  школьных спектаклях.  По  окончании  школы  был  одним  из  участников  домашних спектаклей при дворе краковского епископа К. Солтыка (у  к-рого  Б.  был пажем).  В  1775-77  Б.-на  военной  службе.  В  1778  он  поступил  в драматическую труппу Ф. Монбрена в  Варшаве.  Одновременно  с  успешными выступлениями на сцене активно участвовал в первых  опытах  по  созданию польской национальной оперы, написал (на основе комедии  Ф.  Богомольца) либретто для оперы М. Каменского "Осчастливленная нищета" (пост. в  1778 в Варшаве силами польской драм. труппы с участием самого Б.). В  1780-82 Б. работал во Львове. В 1783- 1784 был директором  труппы  "Национальные актеры" (впоследствии-Польский  "театр  Народовы")  в  Варшаве.  В  1785 организовал т-р в Вильне и совершил с ним гастрольные поездки по  стране (Гродно, Калиш, Познань,  Львов,  Люблин,  Краков).  Эти  поездки  имели большое значение для укрепления польского нац. т-ра. С 1789 Б.  снова  в Варшаве,  где  в  1790  вновь  возглавил  "Т-р  Народовы".  Б.  успешно осуществил  на  его  сцене  постановки  произведений  лучших  зарубежных писателей, нескольких  пьес  польских  авторов  (в  т.  ч.  "Возвращение депутата" Немцевича, 1791), а  также  пьес  собств.  сочинения  (комедия "Генрих VI на охоте", 1792). Б. внес важнейший вклад в развитие польской оперы  и  оперного  т-ра, переведя либретто  и  поставив  на  сцене  ряд  опер  западноевропейских композиторов. В  1794  Б.  сочинил  либретто  и  пост.  на  сцене  "Т-ра Народовы" комич. оперу "Мнимое чудо, или Краковцы и  горцы"  (композитор Стефани), народную  по  сюжету  и  муз.  языку.  Эта  пост.  в  условиях нац.-освободительного  восстания  1794  была  воспринята  зрителями  как призыв к оружию. В наши дни  опера  сохраняется  в  репертуаре  польских т-ров. Б. был активным участником восстания Костюшко.  После  подавления восстания  Б.  переехал  во  Львов,  где  в  трудных  условиях  возродил деятельность местного т-ра. Здесь он  ставил  собств.  комедии  ("Модные спазмы", 1797, и др.), переводы на польский  яз.  классич.  произведений ("Гамлет", 1797), оперы польских композиторов,  для  мн.  из  к-рых  сам сочинял либретто ("Искахар, король Гуаксары"  и  "Амазонки"  Эльснера  и др.). Он же выступил инициатором постановок массовых оперных  спектаклей под открытым небом:  "Амазонки"  Эльснера  (1796),  "Агатка"  Радзивилла (1797).  В  1799  Б.  возвратился  в  Варшаву  и  вновь  возглавил  "Т-р Народовы", директором к-рого оставался до 1814. Б. начал свою  актерскую и режиссерскую деятельность  в  русле  франц.  классицистской  школы.  В дальнейшем  все  более  полно  и  последовательно  утверждал  в  своем творчестве принципы  сценич.  реализма,  заслужив  имя  "отца  польского театра". Он выступал с равным успехом на драм. и оперной сценах.  В  его репертуаре - роли короля Лира, Гамлета; Саула (о. п. Альфьери),  оперные партии - Аксур (о.  н.  Сальери),  Фабрицио  ("Фраскитянка"  Паизиелло), Бардос ("Мнимое чудо..." Стефани) и др. Особое значение имеет борьба  Б. за передовой репертуар: он не только переводил  и  ставил  лучшие  пьесы иностранных  авторов  (Шекспир,  Мольер,  Вольтер,  Бомарше,  Гольдони, Лессинг),  но  и  неизменно  уделял  внимание  национальной  польской драматургии. Не менее значительна и роль Б. в создании и пропаганде нац. оперного искусства; под его рук. в Варшаве  и  др.  городах  были  пост. оперы польских композиторов Ю. Эльснера, Я. Стефани, Ю. Липинского и др. С  1811  Б.  наибольшее  внимание  уделяет  театрально-педагогич. деятельности в созданной им варшавской  "Драматической  школе"  (в  1817 преобразована в "Школу музыки и драматич.  иск-ва").  Из  учеников  этой "Школы"  выросли  кадры  проф.  польских  актеров  и  певцов,  создавших передвижной драм. т-р (успешно гастролировал в Калише, Кракове, Вильно и др. городах). В 1814 Б. оставил руководство Нац. т-ром, но продолжал  до 1827 с неизменным успехом выступать на его сцене. Б.  был  автором  первого  в  истории  Польши  учебника  актерского мастерства - "Драматургия, или Наука о сценическом искусстве" (1812). Соч.: Dziela dramatyczne, t. 1-12, Warsz., 1820-23; Cud mniemany czyli Krakowiacy i Gorale, "Ossolineum"" Wroclaw, 1957. Лит.: II г н а т о в С. С., Деятельность  В.  Богуславского,  в  кн.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 2, M., 1957, с. 722-88;  Galle  L.,  Wojciech  Boguslawski  i  repertuar teatru polskiego w pierwszym okresie jego dzialalnosci, Warsz., 1925;  B r u m e r W., Sluzba narodowa Wojciecha Boguslawskiego, Warsz., 1929;  S w i e г с-z e w s k i E., Wojciech Boguslawski  i  jego  scena,  Warsz., 1929; его же,  Teatr  Wojciecha  Boguslawskiego  w  latach  1799-  1814, Wroclaw,  1954;  Сборники:  Wojciech  Boguslawski,  PIW,  Warsz.,  1954; "Pamietnik Teatralny", Warsz.. 1954,  ј  3-4  (W  126  rocznice  smierci Wojciecha Boguslawskiego); H u b n e r Z., Boguslawski-czlowiek  teatru, "Wiedza  powszechna",  Warsz.,  1958;  Бэлза  И.,  История  польской музыкальной культуры, т. l. M.-Л., 1954, с. 231-56. Б. Рос.