ЯХОНТОВ
										ЯХОНТОВ,    Владимир    Николаевич    [16(28).XI.1899,    Седльце (Польша),16.VII.1945,  Москва]  -рус.  сов.  артист  эстрады.  Мастер художественного слова. С 1918 учился в театр. уч-ще  при  МХТ,  затем  в студии Е. Б. Вахтангова. В 1924-26 - актер Т-ра  им.  Мейерхольда  (исп. роль барона  Файеррари  -  "Учитель  Бубус"  Файко).  В  1922  Я.  начал выступать на эстраде, исполняя произв.  рус.  лит-ры.  В  1924  исполнил первую художеств. композицию "На  смерть  Ленина".  За  нею  последовали композиции "Октябрь" (1924), "Ленин" (1925),  "Пушкин"  (1926).  В  1927 вместе с режиссерами Е. Е.  Поповой  и  С.  И.  Владимирским  Я.  создал эстрадный т-р одного актера - "Современник" (существовал  до  1935).  Я. искал  формы  сочетания  художеств.  слова  с  иск-вом  т-ра.  Репертуар "Современника"  составляли  художественно-политические  композиции  - фрагменты  из   произведений   художеств.   лпт-ры   и   классиков марксизма-ленинизма,  газетных  статей,  историко-революц.  документов, писем,  мемуаров.  Объединенные  логикой  единого  замысла  (Я.  был исполнителем и автором), эти композиции представляли собой своеобразные, изящные,   лаконичные,   выразительные    спектакли.    Наряду    с философск"-публицистич.  и  историч.  композициями  ("Война",  1929, "Цусима",  1934)  создавались  хроники  социалистич.  строительства ("Торжественное  обещание",  1929,  "Новые  плоды",  1935).  Стремление переосмыслить классику в свете революц.  действительности  позволило  Я. по-новому раскрыть произв. рус. классич. лит-ры: композиции  "Петербург" ("Белые ночи" Достоевского, "Шинель" Гоголя, "Медный  всадник"  Пушкина, 1927), вечер классич.  шутки  -  "Да,  водевиль  есть  вещь"  ("Домик  в Коломне" Пушкина, "Коляска" Гоголя, "Тамбовская казначейша"  Лермонтова, 1929), "Евгений Онегин" Пушкина (1930), "Горе от ума" Грибоедова (1932). Одна из выдающихся работ Я. - композиция по роману Достоевского  "Идиот" ("Настасья  Филипповна",  1933).  Огромное  влияние  на  творчество  Я.- актера-гражданина оказали поэзия и личность В. В. Маяковского. В 1931 Я. выступил с композицией "Вечера Маяковского". Полной зрелости иск-во Я. достигло в 30-е  гг.  Интеллектуальность  и творч. культура, мастерство сценич. жеста,  музыкальный  голос,  чувство ритма,  умелое  использование  деталей  костюма,  бутафории  определяли своеобразие исполнительского  стиля  Я.  В  1937  на  Первом  Всесоюзном конкурсе  мастеров  художественного  слова  Я.  была  присуждена  первая премия. В годы Отечеств, войны Я. вместе  со  своим  неизменным  соавтором  и режиссером  Е.  Е.  Поповой-Яхонтовой  создал  большие  лирико-эпич. композиции. Публицистич. страстностью, высоким натри-отнч. пафосом  были проникнуты его работы - "Россия грозная" (1942), "Тост за жизнь"  (1944) и др. С о ч.: Театр одного актера, М., 1958 (вступ. ст. И. Андроникова). Лит.: Марков П., Литмонтаж Яхонтова, "Правда" 1926, 9 дек., .N"  285; Ю р е н е в а В.,  Владимир  Яхонтов  "Советский  театр",  1932,  ј  12; Верховский Н. Книга о чтецах, М.- Л., 1950; К р ы м о в  а  Н.,  Владимщ Яхонтов, в сб.: Владимир Яхонтов, Сергей Бондарчук Олег Попов, М., 1960. Е Д