ЯРМАРОЧНЫЙ ТЕАТР
										ЯРМАРОЧНЫЙ ТЕАТР (Theatre de la foire) -вид нар. т-ра в  ряде  европ. стран 16-18 вв. Возникновение Я. т. относится к ср. векам;  на  ярмарках для привлечения покупателей устраивались  разл.  зрелища  и  увеселения, выступали бродячие фокусники, акробаты, дрессировщики и др. В 15-16, вв. городские  ремесленники-любители,  объединенные  в  шутовские  общества (Франция),  камеры  риторов  (Нидерланды),  кружки  мейстерзингеров (Германия) п  др.,  разыгрывали  в  дни  ярмарок  фарсы,  фастнахтшпнлн, моралите. Со 2-й пол. 16 в.  на  сцене  Я.  т.  начали  выступать  проф. актеры, исполнявшие т. н. парады (шутовские сценки), фарсы,  муз.-танц., волшебно-феерич. и др.  пьесы.  Игра  актеров  Я.  т.,  в  значит,  мере основанная на иск-ве импровизации,  была  проникнута  жизнерадостностью, иногда грубоватым нар. юмором, заключала в  себе,  наряду  с  элементами буффонады, бытовую и социальную сатиру. Традиции Я. т.  были  развиты  и претворены в творчестве великих драматургов Шекспира и Мольера. Большого развития Я. т. достиг  во  Франции  в  17  в.  В  это  время выдвинулся замечательный ярмарочный актер-комик Табарен. В площадном  Я. т.  сформировалось  пск-во  знаменитых  фарсовых  актеров  Гро-Гилъо-ма, Готъе-Гаргиля, Тюрлюпена и др. С нач. 18 в. на подмостках франц.  Я.  т. разыгрывались  пьесы,  заимствованные  из  репертуара  т-ра  "Комеди Итальенн",  закрытого  в  1697.  Расцвет  Я.  т.  во  Франции  связан  с деятельностью писателя и  драматурга  А.  Р.  Лесажа.  Он  создал  новый репертуар Я. т., внеся в свои пьесы острые пародийно-сатирич.  элементы, высмеивал зависимое  от  вкусов  аристократии  пск-во  привилегированных т-ров, нравы "высших" слоев общества. В течение 18 в. Я. т., демократич. по  своей  направленности,  подвергались  постоянным  преследованиям  со стороны правящих кругов. Актерам запрещалось играть лит. пьесы, говорить и петь на сцене; полиция разрушала помещения Я.т., подвергала штрафам их владельцев и т. д. В 18 в. на сцене Я.  т.  зародились  жанры  водевиля, комич. оперы. Среди деятелей франц. Я. т. 18 в.- драматурги Л.  Фюзелье, Дорневаль, А. Пирон, Ж. Ж. Ваде, Г. Таконне, Ш. С.  Фавар;  антрепренеры Ж. Монне, Ж. Б. Николе, Н. М. Одп-но; актеры Ж. Фавар, Воланж  и  др.  С развитием  капи-талистич.  отношений  во  Франции  ярмарки  приходили  в упадок. Постепенно Я. т. становились стационарными. В сер. 18 в.  на  их основе возникли т. н. театры бульваров. В России Я. т. получил развитие на нар. гуляньях, на  ярмарках,  где, наряду  с  разл.  зрелищными  аттракционами,  давались  представления кукольных т-ров. С 18 в. в  балаганах  ставились  пантомимы,  мелодрамы, пьесы на военно-историч. сюжеты  и  др.  В  представлениях  рус.  Я.  т. высмеивались помещики, купцы, чиновники. Я. т. в России существовали  до конца 19 в. Лит.: Мокульский С.,  История  западноевропейского  театра,  т.  1-2, M.Л., 1936-39; Карская Т. Я.,  Французский  ярмарочный  театр.  М.-  Л., 1948; К у з н е-цов Е., Русские народные гуляния.  По  рассказам  А.  Я. Алексеева-Яковлева..., Л.- М., 1948; Albert M., Les theatres de la foire (1660-1789), P., 1900; M a n n  e  E.  D.,  de,  Menetrier  C.,  Galerie historique des comediens de la troupe de Nicolet, Lyon, 1869; и х  ж  e, Galerie historique des acteurs francais, mimes et  paradistes...,  Lyon, 1877; Barberet V., Lesage  et  les  theatres  de  la  foire.  P.,  1888; Bernardin N. M., La comedie-vaudeville aux XVII  et  XVIII  siecle.  P., 1894; Muller d'A n g e r m ii n'd e M., Jean Joseph Vade (1719-1757) und das Vaudeville, Greifswald, 1911 (Diss.); Heulhard A., Jean Monnet,  vie et aventures d'un entrepreneur de spectacles au XVII siecle, P., 1885; P o u g i n A., Madame Favart..., P., 1912.