ЯРАЧ
										ЯРАЧ (Jaracz), Стефан (24. XII. 1883-11. MI 1.1945)- польский  актер, режиссер, театр. деятель. Учился на юридич. ф-те Ягеллонского  ун-та.  В 1904 начал творч. деятельность. В сезон 1904-05  выступал  в  Краковском нар.  т-ре,  с  успехом  исполнял  роли  крестьян.  Учился  актерскому мастерству  у  К.  Ка-миньского,  с  к-рым  работал  в  Познанском  т-ре (1905-07), затем в  1908-11-в  Лодзинском  т-ре  у  А.  Зельверовича.  В 1911-13 играл в "Т-ре Малы", в 1913-15-в  "Т-ре  Польски".  В  1915  как австр. подданный был выслан в глубь страны, выступал  в  Москве  (1916), затем  в  Киеве  (1917  -  18).  Встреча  со  Станиславским  определила дальнейший творч, путь Я.  Вернувшись  в  Варшаву,  он  пытался  шюдрить творч. принципы МХТ в  практику  т-ров  "Польски"  п  "Малы"  (1918-21). Основываясь на опыте МХТ, Я.  стремился  осуществить  реформу  польского т-ра, считал, что  обновление  надо  начинать  с  воспитания  актера  на реалпстич. основах рус. театр. школы. [Свои мысли о  сценич.  иск-ве  Я. изложил в докладе, прочитанном в 1945  на  съезде  Союза  артистов  сцен польских (ZASC).] В 1921, сблизившись с  Ю.  Ос-тэрвой,  перешел  в  т-р "Редута", где исполнил своп лучшие роли: Иуда (о. п. Тетмайера), Шель  и Смугонь ("Туронь", "Улетела от меня перепел очка"  Жеромского).  В  1923 вместе с Остэрвой перешел в "Т-р Народовы". В 1928 вновь вернулся в  т-р "Редута". В конце 1930 Я. создал в рабочем р-не Варшавы  т-р  "Атенеум". Кроме польской  и  зарубежной  классики,  он  ставил  здесь  пьесы  сов. драматургов: "Страх",  "Чудак"  Афиногенова,  "Рычи,  Китай!"  Третьякова,  также "Туронь" Жеромского и "Капитан из  Кепеника"  Цукмайера.  Эти  спектакли прозвучали в напряженной политич. обстановке Польши злободневно и остро. В сезон 1932-33 в труппу т-ра "Атенеум" вошел коллектив, руководимый  Л. Шиллером, но вскоре группа актеров во главе  с  Я.  отделилась  и  стала выступать в помещении  т-ра  "Новая  комедия".  В  сезон  1934-35  из-за финансовых трудностей этот коллектив объединился с труппой М. Зиминьской и К. Бенды. В 1936 Я. вернулся в  т-р  "Атенеум".  Во  время  фашистской оккупации был арестован (1942) и заключен в Освенцим. После освобождения не смог вернуться к творч. деятельности из-за тяжелых физич. недугов. В  пск-ве  Я.  сочетались  трагедийное  и  комедийное  начала,  актер стремился раскрыть духовный  мир  "маленьких",  обиженных  жизнью  людей (Франь-"Счастье Франя"  Пежиньского,  Якуб  -  "Глупый  Якуб"  Риттнера, Акакий Акакиевич- "Шинель" по Гоголю, в переделке  Ю.  Тувима,  и  др.). Образ Швейка в исполнении  Я.  олицетворял  нар.  мудрость;  образ  Шеля сочетал  лукавство  и  грозное  величие.  Я.  смело  ломал  традиционную трактовку мн. ролей. Так,  исполняя  роль  Калибана  ("Буря"  Шекспира), актер превращал фантастич. персонаж в  реального  человека,  сходного  с забитым польским крестьянином;  добродушный,  хитрый  Нотариус  ("Месть" Фредро), к-рого традиционно трактовали в комедийном плане, в  исполнении Я. становился коварным, жестоким. В своей  игре  Я.  сочетал  виртуозную технику речи и сценич.  движения,  1  характерные  для  франц.  т-ра,  с непосредственностью,  искренностью  чувств,  особой  выразительностью мимики, жеста, слова. Лит.: "Teatr", Warsz.,  1950,  ј  8-.9-10  (пос-вящ.  памяти  Ярача); "Teatr", 1955, ј 15. s. 5-9; Wroczynski K., O St. Jaraczu.  Wspomnienia, Warsz., 1950; Straus St., Stefan J-aracz, Warsz., 1956; Кобр и некий Л., Стефан Ярач, в кн.: Театральный альманах, кн. 6, M., 1947 с  311-20.  p. B.