ЯКОВЛЕВ
										ЯКОВЛЕВ, Алексей Семенович [1773, Петербург,- 3(15).XI. 1817, там же] - рус. актер. Сын костромского купца. Образование получил  в  приходском нар. уч-ще. Работая в  Петербурге  приказчиком  в  галантерейной  лавке, увлекался поэзией, т-ром; сочинил пьесу  "Несчастный  любовник".  Редкая актерская  одаренность  Я.  была  замечена  И.  А.  Дмитревским,  к-рый подготовил  с  ним  несколько  ролей  для  поступления  на  сцену.  Я. дебютировал в Петерб. т-ре в 1794 в ролях  Оскольда,  Синава  ("Семпра", "Синав и Трувор" Сумарокова) и Доранта (переводная комедия  "Ревнивый"). Быстро  заняв  первое  место  в  труппе,  Я.  не  стал  последователем Дмитревского: в период упадка  классицизма,  утери  веры  в  "разумного" монарха он становится одним из первых провозвестников нового  периода  в иск-ве. В творчестве Я.  получила  раскрытие  тема  драматич.  разлада  между человеком  и  обществом,  проявилось  усиление  индивидуального,  лирич. начала в пск-ве, произошло  обогащение  психологич.  содержания  сценич. образа. Я. создал образы людей с богатым душевным  миром,  жаждущих  добра  и свободы. Но свободолюбие его героев часто приобретало форму презрения  к обществу. его своекорыстию, жестокости,  к  догматич.  пониманию  долга. Конфликт  между  долгом  и  чувством,  составляющий  идейную  основу классицист-ской трагедии, чужд Я. Играя свои лучшие роли, Я. выводил  на сцену героя, освободившегося  и  от  подчинения  отвлеченно  трактуемому принципу "долга" и от уверенности в обязательной  победе  добрых  начал. Пытаясь отстаивать своп права,  герои  Я.  исходили  из  индивидуального самосознания,  из  правды  собственных  чувств.  Их  бунтарство  было стихийным, не соединялось с ясной политич. идеей, но шло от  демократич. освободит, устремлений времени. Мироощущение Я. не  могло  выразиться  в старых  клас-сицистских  формах.  Актер  порывистой  эмоциональности, лирически самоуглубленный и  непосредственный,  он  достигал  невиданной ранее  (особенно  в  трагедии)  простоты  игры  и  ее  внутр.  драматич. наполнения.  Ломая  прежние  каноны,  Я.  выступал  как  предшественник романтич. актеров. Репертуар Я. был широк. Значит,  часть  его  еще  составляли  роли  в классицистских трагедиях. В первый период своей сценич. деятельности  Я. играл, по его собственному признанию, "и так и  сяк,  да  невпопад".  Но позднее, в трагедиях Расина (Иодай- "Гофолия"), Вольтера (Танкред  -  о. п., Чингиз-хан- "Китайский сирота"), Княжнина (Ярб -"Д ид она")  и  др., Я. предстал сильным, самостоят, художником, выявлявшим  в  своих  героях признаки внутр. неудовлетворенности, критич.  неприятие  мира,  глубокие драматич.  чувства.  Так,  играя  роль  Ярба,  Я.  вместо  традиционного театрально-условного  злодея  создавал  образ  одинокого,  пылкого  и страдающего человека; страсти, терзавшие его героя,  были  гибельны  для окружающих, но весь облик жестокого ревнивца представлялся современникам полным своеобразного очарования, величия и поэзии. Склонность  Я.  к  эмоциональной,  динамичной  игре,  к  драматич. пантомиме, отказ от декламацпонности  особенно  проявились  в  мещанской драме и мелодраме (рус. и переводной), а также в пьесах, к-рые  отражали проникновение романтич. тенденций в старые формы трагедии и комедии.  Я. сыграл  множество  ролей  в  переводах  и  переделках  с  немецкого  и французского яз. (драмы А. Коцебу, Ж. Дюсн, Ж. Дюваля и др.). С  большим успехом играл  роли  таинственного  узника  Бастилии  Юлия  и  жестокого герцога Фердинанда (переводные мелодрамы "Железная маска" и  "Волшебница Сидония"), мрачного  Джонсона  и  блистательного,  пылкого  Шекспира  (в комедиях  "Черный  человек"  и  "Влюбленный  Шекспир").  Через  внешнюю эффектность этих пьес постоянно  прорывались  живые  чувства  и  могучий темперамент актера, его способность волновать и трогать зрителей.  Играя Мейнау ("Ненависть к людям и раскаяние" Коцебу), Я. освобождал  роль  от свойственной  ей  излишней  сентиментальности,  подчеркивал  одиночество своего героя, раскрывал его самоуглубленную,  страстную,  неспособную  к душевному компромиссу натуру. Важнейшим этапом в творчестве Я. было его участие в постановках  драм В. А. Озерова и особенно исполнение гл. ролей в драматпч. поэме "Фингал" (1805) и трагедиях "Димитрий Донской" (1807),  "Поликсена"  (1809,  роль Агамемнона).  Пред-романтические  тенденции  драматургии  Озерова  были близки Я. Исполняя  роль  древнешотландск  о  г  о  витязя  Фингала,  Я. показывал человеч. достоинство, мужество и лирич. мечтательность  своего героя.  Его  игра  пленяла  зрителей  богатством  неожиданных  красок, простотой и задушевностью. С огромным подъемом сыграл Я.  роль  Димитрия Донского. Спектакль отвечал патриотич.  чувствам  рус.  об-ва  в  период наполеоновских войн и принес Я. триумфальный  успех.  Образы,  созданные Я., были проникнуты чувством современности; утомленность кровопролитными войнами, приносящими народам страдания, горькое разочарование в людях  и обществе определяли трактовку Я. роли Агамемнона в "Поликсене". Я. был первым  исполнителем  на  рус.  сцене  ряда  ролей  в  произв. Шекспира и Шиллера: Отелло ("Отел-ло, или  Венецианский  мавр",  перевод Вельяминова с франц. переделки Дюси, 1806),  Эдгарда  (Эдгара)  ("Леар", переделка Н. И. Гнедича "Короля Лира", 1807), Гамлета (о. п., подражание Шекспиру Ви-сковатова, 1810). В роли Карла  Моора  ("Разбойники",  1814) проявились  бунтарская  непримиримость,  демократическая  направленность творчества актера, его стремление  к  новой,  антпклассицистской  манере игры. В последние годы деятельности  в  творчестве  Я.  наблюдался  упадок. Прогрессивная критика отмечала неуравновешенность игры Я., отсутствие  в ней героич. гражданского пафоса, строгости формы. Лит.: К-в Д., Алексей Семенович Яковлев, русский  трагический  актер, "ЕИТ". Сезон 1893-1894, Приложения кн. 1,  СПБ,  1894;  Данилов  С.  С., Очерки по истории русского драматического театра, М.- Л., 1948; его ж  е Русский драматический театр XIX  века,  т.1,  Л.-М.,  1957-  Родина  Т., Русское театральное искусство в начале XIX века, М., 1961. r? p