ЯБЛОЧКИНЫ
										ЯБЛОЧКИНЫ  -  семья  рус.  актеров.  1)  Александр  Александрович [4(16).XI.1821 - 1(13). XI. 1895] - режиссер и актер. С 1834 занимался в Театр. уч-ще по классу пения  и  контрапункта,  затем  перешел  в  драм. класс. В 1841-46 и 1851-74 работал в Александрийском т-ре;  сначала  как актер, затем как режиссер (с 1868 - гл. режиссер). Исполнял роли молодых любовников в водевилях. В 1846-51- режиссер рус.  т-ра  в  Тифлисе  (был организатором этого т-ра), в сезоне 1879/80  -  Одесского  т-ра;  ставил также спектакли в моек. Т-ре Корша, в Т-ре Лентовского. Я. был одним из первых рус.  театр.  деятелей,  стремившихся  поднять иск-во пост. спектакля на высокую ступень. Он тщательно и много  работал не только с исполнителями гл.  ролей,  но  и  со  статистами,  добиваясь выразит, решения массовых сцен,  придавал  большое  значение  оформлению спектакля, стремился к археологически точной  передаче  эпохи  и  т.  п. Среди лучших  работ  Я.  -  спектакли,  пост.  в  Александрийском  т-ре: "Русская свадьба" Сухонина, "Смерть Иоанна  Грозного"  А.  К.  Толстого, "Борис Годунов" Пушкина (1870, 1-я пост.), мн. пьесы Островского  и  др. Помимо драм. спектаклей, Я. с большим  успехом  ставил  также  оперетты: "Орфей в аду", "Птички  певчие",  "Прекрасная  Елена"  Оффенбаха  и  др. Выступал как переводчик водевилей. Лит.: Я б л о ч к и н а А. А., 75 лет в театре, М., i960. 2) Серафима Васильевна [17(29). IV.  1842  -  24.111(5.IV).  1898]  - драм. актриса. Вторая жена Александра  Александровича  Я.  По  окончании Петерб. театр. уч-ща в 1861 была  зачислена  в  труппу  Александрийского т-ра.  Играла  роли  инженю  преим.  в  комедиях  и  водевилях:  Лидочка ("Свадьба Кречин-ского"), Марыща ("Каширская старина" Аверкиева) и др. В 1868 и 1871-74 работала в Тифлисе, в 1875- 1877-в Одессе. С  1877актриса моек. Малого т-ра; исполняла в этот период роли  "благородных  матерей"- королева Гертруда ("Гамлет") и др. 3)  АлександраАлександровна  [3(15).  XI.  1866-20.III.1964]-драм. актриса. Нар. арт. СССР (1937).  Сценич.  иск-вом  занималась  с  Г.  Н. Федотовой и с отцом Александром Александровичем Я. Впервые выступила  на сцене в шестилетнем возрасте  (Петя  -  "Испорченная  жизнь"  Чернышева, Тифлис). Подготовив под рук. отца роли Катарины ("Укрощение  строптивой" Шекспира) и Наташи  ("Своя  семья,  или  Замужняя  невеста"  Шаховского, Грибоедова и Хмельницкого), Я. исполнила их в  1885  в  Тифлисском  т-ре рус. драмы. В 1886-88 - актриса моек. Т-ра Корша; сыграла здесь одну  из своих лучших ролей - Софья ("Горе от ума"). В 1888 дебютировала в  Малом т-ре (в роли Софьи); работала в этом  т-ре  до  конца  жизни.  Выступала вместе с великими мастерами рус. сцены - М. Н. Ермоловой, А. П. Ленским, А. И. Южиным, 0.0. Садовской, иск-во к-рых оказало огромное  воздействие на  формирование  творчества  актрисы.  Воспринимая  лучшие  традиции ре-алистич.  школы,  Я.  постоянно  следовала  им  в  своем  иск-ве.' "Необычайно красивая,  изящная,  простая...,  она  поразила  меня,-писал Качалов,-своим  сценическим  благородством,  тонкостью   исполнения, громадным чувством меры..." ("В. И. Качалов". Сб. статей,  воспоминаний, писем, 1954, с. 65). Высокий вкус, исключит.  внимание  к  чистоте  рус. речи, строгая этич. требовательность к себе и окружающим отличали Я. как художника  и  человека.  Превосходная  исполнительница  ролей  класспч. репертуара, Я. много выступала и  в  пьесах  совр.  рус.  и  зап.-европ. драматургов.  Первоначально  играла  роли  молодых  девушек  и  женщин, впоследствии перешла на амплуа пожилых  женщин  и  старух.  Я.  обладала тонким комедийным мастерством, грацией, отточенностью  жеста,  движений, безукоризненно носила сценич. костюм. Роли: в Т-ре  Корша  (1886-88)  -  Софья  ("Горе  от  ума"),  Оленька ("Благородный театр" Шаховского), Надя ("Сорванец" В. Крылова); в  Малом театре-Беатриче ("Много шума из ничего", сезон 1888/89), Марья Антоновна ("Ревизор",  1889/90),  Соколова  ("Симфония"  М.  Чайковского,  1890), Агнесса Сорель ("Орлеанская дева",  18  91/92),  Вера  Алексеевна  ("Перекати  поле" Гнедича, 1892), Зоя ("Расплата" Гославского.  1893),  Офелия  (1894/95); Корделия  ("Король  Лир",  1895/96),  Анна("Тем-ная  сила"  Шпажинского, 1895/96),  леди  Анна  ("Ричард  III",  1897),  Эмма  Леопольдовна ("Джентльмен" Сумбатова-Южина, 1897),Мишлина ("Теща" Онэ, 1898), Глафира ("Волки и овцы", 1898/99),  Калерия  ("Ложь"  Зеланд,  1899),  Дездемона (190U); Анна Викторовна ("Цена  жизни"  Немировича-Данченко,  1900/01),  леди Снируел ("Школа злословия", 1902), Анна Болейн  ("Король  Генрих  VIII"  Шекспира,  1903),  Рукайя  ("Измена" Сумбатова-Южина, 1903), Фернанда  ("Сын  Жи-буайе"  Ожье,  1903),  Лидия ("Бешеные деньги", 1904/05), фру Фанни ("Джон Габриель Боркман"  Ибсена, 1904), Ольга ("Для счастья"  Пшибышевского,  1906),  Рафаэла  ("Праздник жизни" Зудермана, 1906), Вышневская ("Доходное  место",  1907),  Мамаева ("На всякого мудреца довольно простоты", 1907/08), Коринкина ("Без  вины виноватые", 1908),  Звездинцева  ("Плоды  просвещения",  1011),  Аспазия Бопертюи  ("Соломенная  шляпка"  Лабиша,  1914),  княгиня  Евпраксия ("Чародейка" Шпажинского, 1916), Мурзавец-кая ("Волки  и  овцы",  1916), Чебоксарова-мать ("Бешеные деньги", 1917),  Анна  Андреевна  ("Ревизор", 1919), Гурмыж-ская (1921), Королева  ("Стакан  воды"  Скрнба,  1923/24), Елена Кармина  ("Женитьба  Белугина"  Островского  и  Соловьева,  1925), Каренина ("Живой труп", 1951). Роли  в  произв.  сов.  драматургов:  Ксения  ("Огненный  мост" Ромашова,1929), Скутаревская ("Скутаревский" Леонова, 1934), Горностаева ("Любовь  Яровая",  сезон  1935/36),  Варвара  ("Богдан  Хмельницкий" Корнейчука, 1939), Горицвет ("Крылья" Корнейчука,  1955;  роль  написана специально для Я.). Последний раз Я. выступила на сцене в  1961  в  роли мисс Кроули ("Ярмарка тщеславия" по Теккерею). Много сил отдавала Я. обществ,  деятельности.  Еще  до  революции  на протяжении ряда лет она избиралась председателем  "корпораций  артистов" Малого т-ра, настойчиво  отстаивала  интересы  актеров.  В  1915,  после смерти основательницы Рус. театр. об-ва М. Г.  Савиной,  возглавила  это об-во и была его бессменным председателем до конца  жизни.  Воспоминания Я. переиздавались, несколько раз. Соч.: Жизнь в театре, М., 1953; 75 лет в театре, М., 1960. Лит.: А. А. Я б л о ч к и н а. К 50-летию  сценической  деятельности. Сборник, М.-Л., 1937; Филиппов Вл., А. А. Яблочкина, М.- Л., 1947. 4) Евгения Александровна [Яблоч-к и н а-Ж  урина;  1852-28.XII.  1912 (10.1.1913)] - драм. актриса. Дочь  Александра  Александровича  (от  его первого брака с  актрисой  А.  С.  Медведевой).  В  1868-72  работала  в Александрийском т-ре, затем в провинции (Тифлис, Одесса, Николаев и  др. города). В молодости выступала в амплуа инженю, потом  перешла  на  роли комич.  старух  и  характерные.  В  ее  исполнении  трогательный  лиризм сочетался с задорным юмором. Роли:  Лиза  ("Горе  от  ума"),  Марья  Антоновна  и  Пошлеп-кина ("Ревизор"), Полина ("Доходное место"), Верочка ("Шутники" Островского), Варя  ("Дикарка"  Островского  и  Соловьева)  и  др.  Играла  также  в мелодрамах. С. К.