ЮОН
										ЮОН, Константин Федорович [12(24).X.1875,  Москва,-  11.IV.1958,  там же] - сов. живописец, график, театр. художник, педагог.  Действпт.  член Академии художеств СССР (1947). Нар. художник СССР (1950). Доктор искусствоведения. Профессор. Чл. Коммунистич. партии с 1951. Гос. пр. СССР, 1943. Учился  в  моек.  Уч-ще  живописи,  ваяния  п зодчества (1894-98) и в мастерской В. А.  Серова.  С  1907  работал  как театр. художник-исполнитель (в Оперном т-ре  Зимина,  т-ре  Незлобпна  п др.). Совм. с А. Н. Бенуа выполнил декорации по эскизам А. Я. Головина к опере  "Борис  Годунов"  (парижская  "Гранд-Опера").  Одна  из  первых самостоятельных работ Ю.- оформление той же оперы для спектаклей  С.  П. Дягилева ("Русские сезоны -за границей".  Париж,  1913).  Своп  наиболее выдающиеся  работы  в  т-ре  Ю.  создал  после  Октябрьской  революции. Приверженность к реалистич. традициям,  любовь  к  класспч.  драматургии сблизили Ю. с Малым т-ром (в 1945-47- гл. художник этого т-ра). Здесь он оформил ряд спектаклей: "Старик" Горького  (1919),  "Сердце  не  камень" (1923) и "Бешеные деньги" (1933)  Островского,  "Ревизор"  (1938),  "Без вины виноватые" (1940), "Волки п овцы" (1944) и др. Среди значит,  работ Ю. также: "Ревизор" (1921, МХАТ); "Егор Булычев  и  другие"  (1934,  там же), "Зыковы" Горького  (1952,  Моск.  т-р  драмы),  "Фома  Гордеев"  по Горькому (1956, Т-р им. Вахтангова). Ю.  оформлял  спектакли  и  в  муз. т-рах:  "Мазепа"  Чайковского  (1922,  б.  Т-р  Зимина),  "Хованщина" Мусоргского (1939, Большой т-р) и др. Для.  декораций  Ю.,  так  же  как  и  для  его  станковой  живописи, характерны  точный,  безупречный  рисунок,  ясный,  теплый  колорит, композиционная четкость, благородная простота и законченность  формы.  В своих объемных, пространственно  решенных  декорациях  Ю.  выступал  как знаток рус. быта и зодчества разных  эпох,  как  певец  родной  природы. Тонкая передача интерьера и архитектурных мотивов соединяется  в  иск-ве Ю. с жизнерадостным звучанием пейзажа, мастерским воссозданием атмосферы быта, нац. своеобразия среды, стиля пьесы. Лит.: К. Ф. Юон. Каталог выставки. К 75-летию со  дня  рождения,  М., 1950 (Вступ, статья Г. Жидкова); СидоровА., Творческий путь К. Ф.  Юона, в кн.: Ежегодник Ин-та истории искусств АН СССР, М., 1954; Третьяков  Н. Н.,  Константин  Федорович  Юон,  М.,  1957;  Соболевский  Н.,  Выставка произведений К. Ф. Юона, "Искусство", 1962, ј9. ff. 3. ЮР (Ure), Мэри (р. 1933) - англ. актриса. Окончила Центр. школу  речи и драм.  пск-ва  (Лондон).  Дебютировала  в  1954  в  т-ре  "Опера-хаус" (Манчестер). В том же году с успехом исполнила роль Аманды  в  спектакле "Время,  которое  вспоминают"  (адаптация  пьесы  Ануя  "Леокадия",  т-р "Лирик", Хаммерсмит). Среди  др.  ролей:  Абигайль  ("Суровое  испытание"  Миллера,  труппа "Инглиш стейдж компани"), Элисон ("Оглянись во гневе" Осборна, там  же), Кэтрин ("Вид с моста"  Миллера,  труппа  "Нью  Уотергейт  тиэтр  клаб"), Дездемона, Титания, Виргилия ("Отелло", "Сон в летнюю ночь",  "Кориолан" Шекспира, Шекспировский Мемориальный т-р, Стратфорд-он-Эйвон). Гастролировала в Сов. Союзе (1955), играла роль  Офелии  в  пост.  П. Брука. В  своем  иск-ве  Ю.  выражает  чувства  послевоенного  поколения, разочарованного  и  протестующего.  Исполнительская  манера  актрисы характеризуется  резкостью,   порой   натуралистичностью   (Офелия), отсутствием душевной силы (Элисон). С  1955  снимается  в  кино.  ф.  К.  ЮРА,  Гнат  (Игнатий)  Петрович [27.XII.1887(8.1. 1888)-18.1.1966]-укр. сов. актер н режиссер. Нар. арт. СССР (1940). Чл. Коммунистич. партии с 1938. Сценич. деятельность  начал в любительских кружках Елисаветграда, на проф.  сцене  с  1907.  Работал актером и режиссером в труппе С. Максимовича, во  Львовском  т-ре  об-ва "Руська бес?да" (1913), в киевском Молодом  т-ре  (1917-  1919).  Ставил пьесы И. К. Кар-пенко-Карого, М. Л. Кропив-ннцкого, М. П.Старицкого,  М. Горького.  Ю.  следовал  традициям  иск-ва  Кропивницкого,  М.  К. Заньковецкой,  П.  К.  Сак-саганского,  использовал  опыт  МХАТа  и Передвижного общедоступного т-ра. В 1919 Ю. возглавил  Новый  т-р  в  г. Виннице, на основе которого был в 1920 создан Т-р им. И. Франко, работал здесь актером и режиссером, возглавлял этот т-р. Начав с пост. произведений классич. драматургии- инсценировок поэм Т. Шевченко  и  И.  Франко,  пьес  И.  Карпенко-Карого,  Гоголя,  Горького, Софокла, Бомарше, Ю. в  дальнейшем  обратился  к  сов.  драматургии.  Он ставил: "97" (1924) и "Коммуну в степи" (1925)  Кулиша,  "Мятеж"  по  Д. Фурманову (1928), "Бронепоезд 14-69" (1928); ряд пьес И. К. Микитенко  - "Диктатура" (1929), "Кадры" (1930), "Дело чести" (1931), "Девушки  нашей страны" (1932),  "Бастилия  Божьей  матери"  (1934),  "Соло  на  флейте" (1935); А. Е. Корнейчука - "Каменный остров" (1930), "Гибель эскадры" (1933), "Банкир" и "Правда" (обе 1937),  "Богдан  Хмельницкий"  (1939),  "В  степях  Украины"  (1940), "Приезжайте в Звонковое" (1945), "Макар Дубрава" (Гос. пр. СССР,  1948), "Калиновая роща" (совм. с Б. Н. Нордом, Гос. пр. СССР,  1950),  "Крылья" (1954); Л. С. Первомайского - "Местечко Ладеню" (1932); И. А. Кочерги  - "Мастера времени" (1934), "Свадьба Свички" (1960), "Пророк"  (1961);  Ю. И. Яновского - "Потомки" (1940), "Дума о Британке" (1957); пьесы  А.  И. Безыменского, А. Н. Афиногенова, В. В. Вишневского, В. Н. Киршона, А. А. Крона, В. П. Катаева, Л. Д. Дмитерко, А. Якобсона, В. П. Минко и др. Среди пост. классич. драматургии: "Суета"  (1920),  "Житейское  море" (1920), "Сто тысяч"  (1945),  "Мартын  Боруля"  (1950)  Карпенко-Карого, "Украденное счастье" Франко (1940), "На дне" (1920), "Сон в летнюю ночь" (1927), "Дон Карлос" (1936); "Похождения бравого солдата Швейка"  по  Я. Гашеку (1928)" Лучшие  спектакли  Ю.  отмечены  сочностью  красок,  народностью, тщательной  разработкой  массовых  сцен.  Он  выступал  продолжателем реалистич. традиций укр. дореволюц. т-ра. Как актер Ю. вошел в  число  ведущих  мастеров  укр.  сцены.  Он  был замечательным интерпретатором характерных образов в классической и совр. драматургии. Его творчеству  присущи  яркий  народный  юмор,  включающий иронию  и  едкую  сатиру,  полнота  и  сочность  бытовых  характеристик, искренность и теплота, близкие лучшим традициям  украинского  актерского иск-ва. Среди сценпч. образов Ю.- Мартын Боруля, Степочка  Крамарюк,  Терешко Сурма (о. п., "Житейское море", "Суета" Карпенко-Карого), Копыстка ("97" Кулиша), Малоштан ("Диктатура" Микитенко),  Швейк  ("Похождения  бравого солдата Швейка" па Гашеку), Фигаро. Соч.: Життя ? сцена, К., 1965. Лит.: Гаевський В., Гнат Петрович Юра, X., 1940; Киселев И., Гнат Юра, К., 1951; Б о б о ш к о Ю." Гнат Петрович  Юра, К., 1960. Ю.Н.Б.