ЮЖИН
										ЮЖИН (псевдоним; наст. фам.- С у м б а т  о  в),  Александр  Иванович [4(16).IX.1857, село Кукуевка  Тульской  губ.,-  17.  IX.  1927,  Ницца, похоронен в Москве]- рус. актер,  драматург,  театр.  деятель.  Почетный академик (1917). Нар. арт. Республики (1922). Род. в семье груз.  князя, принадлежавшей к передовым кругам тифлисской  интеллигенции.  Учился  на юридич.  ф-те  Петерб.  ун-та,  слушал  лекции  по  теории  гос.  права профессора-демократа А. Д. Градовского. Еще будучи учеником гимназии, Ю. участвовал в любит, спектаклях. На проф. сцене впервые выступил -в  1876 (под псевд. С о л ь ц е в, Тифлис,  Летний  т-р).  В  1878-79  играл  на клубных сценах Петербурга. В 1881 поступил в т-р Бренко (Москва). С 1882 до кон-да жизни работал в  Малом  т-ре.  Находясь  во  главе  управления Малого т-ра (с 1909 - управляющий труппой, с 1918 - председатель Совета, с 1919 - председатель дирекции, с 1923 - директор,  с  1926  -  почетный директор), Ю. проявил себя как крупный организатор и администратор. В 1877 начал драматургич. деятельность (пьеса "Права  жизни").  Писал рецензии и очерки. В 1881 в Малом  т-ре  была  пост.  пьеса  Ю.  "Листья шелестят". Пьесы Ю. проникнуты либеральными идеями. Их герои  отстаивают свое человеч. достоинстве-вступают в борьбу с обывательским  окружением. Сценичность, обилие эффектов, участие в  спектаклях  выдающихся  актеров (нек-рые  роли  написаны  с  расчетом  на  определенных  исполнителей) обеспечили  успех  пьесам  Ю.  Однако  нередко  реалистич.  тенденции подчиняются в драмах Ю. условной театральности. Особенно это сказалось в его первых драм. произв.- "Листья шелестят", "Соколы и вороны" (совм.  с Вл. И. Неми-ровичем-Данченко,  1885,  Т-р  Корша),  "Арказановы"  (1886, Малый т-р), "Цепи" (1888, там же; Волынцева- Федотова, Ольга  Николаевна - Ермолова) и др. С конца 1890-х гг.  Ю.  пишет  ряд  комедий,  в  к-рых выступает как остроумный и зоркий наблюдатель  жизни  крупной  буржуазии ("Джентльмен", 1897, Малый т-р), вырождающегося барства ("Закат",  1899, там же), петерб. бюрократии ("Невод", 1905, Александрийский  т-р,  Малый т-р). Особое место в драматургии Ю. занимают пьеса  из  эпохи  покорения Кавказа- "Старый закал" (1895, Малый т-р; Вера - Ермолова,  Олтин  -  К. Рыбаков, Борис - Правдин,  Дарья  Ки-ровна  -  Садовская,  Корпев  -  М. Садовский) и романтич. легенда из прошлого  Грузии-"Измена"  (1903,  там же; Зейнаб - Ермолова). 'Морально-этич. проблемам посв. пьеса Ю. "Ночной туман" (1916, Малый т-р). Ю. видел осн. цель т-ра в утверждении  добра,  красоты,  нравственной силы человека. Отстаивая гражданственное искусство, он считал, что театр должен откликаться на события обществ, жизни. "Театр...-  писал  он,-это художественный  отклик  на  общественные  запросы,  разрешение  их  не средствами пли приемами кафедры или трибуны, а путем воплощения на сцене в живых людях самых сложных  коллизий  общественной  и  личной  психики" ("Драматург, актер и их театр", в кн.:  Воспоминания.  Записки.  Статьи. Письма, 1941, с. 534). Ю. считал,  что  гл.  место  в  т-ре  принадлежит актеру - мыслящему человеку, изучающему окружающую его действительность, непрерывно  работающему  над  развитием  своей  личности  и  таланта. Убежденный защитник романтич. и реалистич. традиций  рус.  т-ра,  Ю.  на протяжении  всей  своей  сценич.  деятельности  пропагандировал  творч. традиции Малого т-ра, выступал против натурализма и символизма в  театр. иск-ве. С первых шагов на сцене Ю. проявил  себя  как  романтич.  актер.  Его герои, ненавидящие тиранию и произвол,  со  страстностью  и  горячностью вступали в бой за справедливость. Свои лучшие роли Ю.  создал  в  пьесах Шиллера  и  Гюго.  С  блеском,  обаянием  передавал  Ю.  энтузиазм,  пыл благородного Дюнуа ("Орлеанская дева" Шиллера, 1884), романтич.  пафосом было отмечено его исполнение ролей Дон Карлоса ("Эрпа-ни"  Гюго,  1889), Рюи Блаза (о. п. Гюго, 1891), маркиза Позы ("Дон Карлос" Шиллера, 1894). Игра Ю. отличалась приподнятостью,  благородным  пафосом,  эффектностью, эмоц. взволнованностью и в то же время  продуманностью,  законченностью. Огромное "значение придавал актер слову.  Его  сценич.  речь  отличалась неожиданностью  интонаций,  разнообразием,  сменами  мелодии  речи. Трагедийный характер дарования актера проявился в  произв.  Шекспира,  в к-рых  Ю.  создал  образы  людей  огромной  воли  и  силы  духа. Величественностью, монументальностью было  проникнуто  исполнение  ролей Макбета (впервые йен. в  1890,  в  бенефис  Федотовой;  затем  в  сезоне 1895-96 и в 1914), Ричарда III (1897), Корполана (о. п., 1902), Шейлока. Высокая романтика соединялась в иск-ве Ю. с реализмом.  Начиная  с  90-х гг. он все чаще обращается к  комедийным,  характерным  ролям,  проявляя новую грань своего дарования - юмор, ироничность.  С  блеском  играл  Ю. роли: Фигаро (1910),  Репетилова  ("Горе  от  ума",  1911),  Болингброка ("Стакан воды" Скриба, 1915), Телятева  ("Бешеные  деньги"  Островского, 1917; впервые исполнил эту роль  в  1893),  Монпишара  ("Дамская  война" Скриба, 1924), Фамусова (сезон 1917-18). В совр. Ю. репертуаре исполнил роли: Кайус Дюр ("Мастер" Бара, 1905), Тамерницын (в собств. пьесе  "Вожди",  1909),  Лидман  ("Любовь  -  все" Седерберга, 1910) и др. Среди его лучших работ также: Уриэль Акоста  (о. п. Гуцкова, 1883-84), Эгмонт  (о.  п.  Гете,  1,888),  Мортимер  ("Мария Стюарт", 1886), Яго (1888), Карло ван-дер-Ноот ("Граф де Ризоор"  Сарду, 1892), Гамлет (1892-93); Отар-бег ("Измена" собств.  соч.,  1903),  лорд Кавершам ("Идеальный муж" Уайльда, 1909) и др. После Октябрьской революции Ю. принимал активное участие в работе  ТЕ О  (Театр.  отдела)  Нарком"  проса,  Центротеатра  и  др.  организаций, руководивших театр.  иск-вом.  Выступал  с  лекциями,  писал  статьи  по вопросам  т-ра  (в  журн.  "Культура  театра"  и  др.),  пропагандируя реалистич. пск-во Малого т-ра и классич. драматургию. В эти годы им были созданы монументально-героич. образы: Глеб Миронович ("Посадник"  А.  К. Толстого, 1918), Ричард III (1920); Оливер Кромвель (о. п.  Луначарского,  1921),  король  Август XIII ("Железная стена" Рынды-Алексеева, 1923). Соч.: Полн. собр. соч., т. 1-3, М., 1900-01; то же, т. 1-4, М., 1909; Пьесы, М., 1961; Воспоминания. Записки. Статьи. Письма, М.-Л.,  1941,  2 изд., М., 1951. Лит.: Эфрос Н. Е., Александр Иванович Южин, М., 1922; А. И. Южин. Сб. статей, М., 1922; С а к у л и н П.  Н.,  Театр  А.  И.  Сумбатова-Южина, Берлин, 1927; Б е с к и н Э.  М.,  А.  И.  Южин-Сумбатов,  М.-Л.,  1936; Филиппов В. А., Актер Южин, М.-Л., 1941; его же,  Южин-Сумбатов,  М.-Л., 1943; К н я з е в с к а я Т., А.  И.  Южин-Сумбатов  и  советский  Малый театр. в кн.: Ежегодник Малого театра, 1955-1956 г., М., 1961. Ю.Д,