ЭСТРАДА
										ЭСТРАДА (искусство эстрады) -  вид  сценич.  иск-ва,  соединяющего  в одном представлении (концерте) выступления нескольких артистов  (чтецов, куплетистов,  певцов,  музыкантов,  фокусников,  акробатов,  танцоров, конферансье,  звукоподражателей  и  др.).  Могут  быть  также  сольные концерты,  в  к-рых  участвует  один  артист.  Из-за  краткости  каждого выступления (10-15 минут) эстрадное иск-во получило назв.  иск-ва  малых форм. Сценич. образы артистов Э. не отличаются  психологич.  сложностью, но они обычно выразительны, ярки, гротескны. истоки эстрадного иск-ва  - в представлениях бродячих актеров: в России - скоморохов, во  Франции  - жонглеров, в Германии - шпильманов, в странах  Ср.  Азии  -  дорвозов  и масхарабозов и др.  Их  выступления  включали  сатирич.  сценки,  пение, танцы, жонглирование, акробатику, дрессировку. В 16- 17 вв.  это  иск-во получает развитие на нар. гуляниях, ярмарочных площадях, в балаганах.  С 18 в. в оперно-балетные и драматич. спектакли включаются  дивертисменты, состоящие из отдельных вокальных, муз. и танцевальных номеров  (позже  в дивертисменты  включается  чтение  и  исполнение  куплетов).  Из  хоров, получивших  широкое  распространение  в  18-19  вв.,  выделяются  певцы, танцоры, исполнители комич. дуэтов, куплетисты. В нач. 18 в. в  Англии  возникают  мюзик-холлы,  представления  к-рых состояли из коротких пьес, пения, танцев, буффонных интермедий. В 1890 в Лондоне был организован мюзик-холл  "Альгамбра",  в  1904  -  мюзик-холл "Колизей". Эта форма распространяется во многих странах мира. Во Франции в конце 18 и нач. 19  вв.  на  подмостках  ярмарочных  т-ров  с  большим успехом исполняются  злободневные  сатирич.  песенки  и  куплеты,  часто имеющие фольклорную основу. В 1850-х-70-х гг.  создается  большое  число увеселительных  заведений,  по  преимуществу  рассчитанных  на  бурж. посетителей. В них  выступали  артисты,  гл.  обр.  музыканты  и  певцы. Рестораны с  Э.  получили  назв.  кафе-шантанов  (крупнейшие  из  них  - "Эльдорадо",  "Алькасар",  "Батаклаи").  В  своих  выступлениях  артисты иногда  затрагивали  социальные  проблемы,  но  чаще  ограничивались развлекательными целями, насыщали свои номера эротикой. Для  этого  вида иск-ва характерно стремление донести до  слушателя  текст  песни,  часто переход от пения к своеобразной мелодекламации (к тому, что было названо сИзеиз). Известными стали певцы И. Гильбер, певшая о жизни обездоленных, А. Брюан, выступавший  в  образе  бродяги  и  этим  эпатировавший  бурж. публику. В 80-90-е  гг.  кафе-концерты  распространились  в  Германии,  Дании, Бельгии и др. странах Европы. В Германии гл. внимание было  обращено  на танцевальное  иск-во  (чаще  всего  выступления  женских  ансамблей)  и цирковые    номера.    Популярность     получили     эксцентрич. выступления-швейцарский клоун Грок и др. С  80-х  гг.  19  в.  во  Франции  создаются  кабаре,  в  них  даются импровизированные  представления,  в  к-рых  принимают  участие  поэты, музыканты, актеры, исполняющие  пародии,  злободневные  песенки,  стихи, сатирич. сценки, танц. номера (салонные танцы,  модернизированные  танцы апашей  и  др.,  в  к-рых  широко  используется  акробатика).  Здесь  же появляется   конферансье,   объявляющий   фамилии   выступающих   и разговаривающий со  зрителями.  Успех  кабаре  привлекает  к  ним  бурж. публику. Постепенно выступления артистов теряют свою непосредственность, задор, становятся грубыми, пошлыми (первые коммерч. кабаре  открылись  в Париже в конце 19 в.). В России первые кабаре были открыты в 1908 Москве - "Летучая мышь и в Петербурге - "Кривое зеркалом.  Развитию  Э.  мешало то, что эстрадные артисты выступали пре-им. в ресторанах, увеселительных садах и т. д., что  накладывало  свой  отпечаток  на  репертуар,  манеру исполнения.  Но  и  в  этих  трудных  условиях  выдвигаются  талантливые исполнители: чтец И. Ф. Горбунов, куплетисты -  Н.  Ф.  Монахов,  П.  Ф. Жуков, С. А. Сокольский, Г. В. Молодцов, Ю. В. Убейко  и  др.;  певцы  - Варя Панина,  А.  Д.  Вяльцева,  Юрий  Морфесси,  А.  И.  Рупин  и  др.; конферансье - Н. Ф. Балиев, Я. Д. Южный, А. Г. Алексеев, К. Э.  Гибш-ман и др.; танцоры - Никифоровы, Пешковы, Орлик и др. В совр. бурж. странах Э. и теперь служит  для  развлечения  гл.  обр. бурж. зрителя. Эстрадные представления даются в варьете и  мюзик-холлах, где  ставятся  обозрения  (ревю)  обычно  эротич.  характера.  Эстрадные артисты выступают также в ресторанах и перед сеансами в кино. Вошедшие в 20 в. в моду джазы (эстрадные оркестры) исполняют преим. танц. музыку  и выступающие с ними певцы поют бессодержательные песенки. Большое место в программах  уделяется  выступлениям  ансамблей  танцовщиц  (герлс), демонстрирующих  ритмически  четкие  танц.  движения.  Но  наиболее талантливые и  прогрессивные  эстрадные  артисты  стремятся  сатирически показать  в  своих  выступлениях  бурж.  действительность;  обращаясь  к де-мократич. зрителям, они говорят им о больших  человеческих  чувствах. Это присуще иск-ву певцов: М. Шевалье, Ж. Бекер, Э. Пиаф, И. Монтану, Ш. Азнавуру, Ж. Беко, Ж. Брель и др. (Франция); П. Робсону,  X.  Белафонте, Д. Дей, Э. Фицджеральду, П. Сигеру (США); Р. Лоретти (Италия)  и  др.  С джаз-оркестрами,  руководимыми  Б.  Гудменом,  Л.  Армстронгом,  Д. Эллингтоном, на Э. выступают талантливые артисты. Широкое развитие получила Э. в странах  социали-стич.  лагеря.  Среди эстрадных  артистов  этих  стран  известность  приобрели:  Ж.  Паэпоску (Румыния), Р. Ка-раклаич (Югославия), Г.  Лоубалова  (Чехословакия),  Б. Рыльска (Польша), А. Кемпер и В. Ваххольц (ГДР),  конферансье  и  артист театра миниатюр К. Кру-ковский (Польша) и др. В Берлине  работает  самый большой  в  Европе  театр-варьете  "Фридрихштадтпалас-театр",  в  к-ром выступают лучшие эстрадные и цирковые артисты  из  всех  стран  мира.  В Бухаресте широко известен Т-р обозрений, в Польше особенно  много  т-ров миниатюр, обращающихся к злободневным темам. В Чехословакии успех  имеют эстрадные т-ры пантомимы. Систематически проводятся  междунар.  конкурсы эстрадных песен в Югославии (Загреб) и Польше (Сопот). Советская эстрад а.  С  первых  дней  Сов.  власти  иск-во  передовых артистов Э. было обращено к победившему народу. В декрете об объединении театр. дела (1919), подписанном  В.  И.  Лениным,  отмечена  демократич. сущность эстрадного иск-ва. Наряду  с  т-рами  Э.  была  подчинена  Нар. комиссариату  просвещения.  Органы  Сов.  власти  стремились  очистить эстрадное иск-во от грубости и пошлости бурж. Э. К работе над  эстрадным репертуаром были привлечены: В. В.  Маяковский,  Демьян  Бедный,  А.  М. Арго, В. Е. Ардов,  Я.  П.  Ядов,  М.  Я.  Волжанин;  композиторы-И.  О. Дунаевский, М. И. Блантер, Д. Я. Покрасс и др. На Э. пришли режиссеры Д. Г. Гутман, Н. М. Фореггер, Б. А. Шахет и др. Артисты обращаются к актуальным  темам,  к  сатире,  к  публицистике. Артистич.  бригады  выезжали  на  фронты  для  художеств.  обслуживания красноармейцев. В 1919 был создан Театр революц.  сатиры  (Теревсат),  в к-ром работали эстрадные артисты. Этот  т-р  давал  свои  представления  в  клубах,  .на  вокзалах  для красноармейцев, уезжающих на фронт, на трамвайных платформах. Такие т-ры возникали в др. городах. В годы нэпа снова появилась Э. в ресторанах, но пошлый  репертуар  и  вульгарная  манера  исполнения  встречали  суровую критику со стороны общественности и прессы. Особое внимание обращалось на развитие Э. в рабочих клубах. В  1920-х гг. была создана живая  газета  "Синяя  блуза",  к-рая  откликнулась  на важнейшие события дня. Со злободневными,  остро  сатирич.,  публицистич. фельетонами выступали Н. П. Смирнов-Сокольский,  Г.  И.  Афонин,  П.  Я. Курзнер,  Г.  Б.  Немчинский  и  др.;  сатирпч.  куплеты  и  песенки, направленные против врагов революции, пели Б. С. Борисов, И. С.  Набатов и др.; с рассказами М. М. Зощенко, обличающими мещанство, выступал В. Я. Хенкпн;  пошлость,  сентиментальность  в  иск-ве  высмеивал  в  своих выступлениях с куклами С. В. Образцов. Выдвинулись  конферансье:  М.  Н. Гар-кави, А. А. Гриль, А. А. Глинский, А. А. Менделе-впч, П. Г.  Райский и др. Гражд. лирику в песенном жанре утверждает Л. О. Утесов. Рус. песни исполняет Л. А. Русланова, песни народов СССР-И.П.Яунзем, Тамара Ханум и др. В жанре лприч. эстрадной песни выступала Тамара Церетели,  затем  К. И. Шуль-женко и др. В эстрадном хореографич. иск-ве утверждается высокая пластичность, мастерство, музыкальность: А. А. Редель и М. М. Хрусталев, Н. Мир-зоянц и Г). Резцов, М. И. Попна и А. И.Каверзин, Т. Д.  и  А.  3. Деллан, Л. Ивер и  А.  Нельсон  и  др.  Среди  артистов  других  жанров: жонглеры А. Рапитто, акробаты бр. Руденко, вентролог М. М. Донская и др. В 1926 в Москве и в 1927  в  Ленинграде,  а  потом  в  Н.  Новгороде, Ростове-на-Дону, Баку, Таганроге и др. городах  были  открыты  эстрадные т-ры - мюзик-холлы. Здесь  ставились  обозрения  и  эстрадные  программы ("Как 14-я дивизия в рай шла" Д. Бедного, 1934,  и  др.).  В  спектаклях этих т-ров участвовали артисты С. А. Мартинсон, М. В.  Миронова,  Б.  М. Тенин и др. В 1939 создан Ленингр. т-р миниатюр  (худ.  рук.  и  ведущий исполнитель А. И. Райкин). Т-р обращается к общественно значимым  темам, использует приемы острого гротеска. В 1928 организован  театрализованный джаз-оркестр, соединяющий музыку, песню, танец,  конферанс,  эксцентрику (худ. рук. Л. О. Утесов). С 1939 проводятся всесоюзные  и  всероссийские конкурсы эстрадных исполнителей. В годы Великой Отечеств, войны артисты Э.  выступали  па  фронтах,  в госпиталях,  на  предприятиях.  Они  исполняли  патриотич.  репертуар, высмеивали фашистских главарей.  Помимо  эстрадных  бригад,  создавались т-ры миниатюр ("Веселый десант", худ. рук. В.  С.  Поляков  и  др.).  За выступления на фронтах орденами и медалями награждены Л.  А.  Русланова, Л. Б. Миров, М. В. Новицкий и мн. др. После войны возникли новые эстрадные коллективы: в 1956 - Саратовский т-р миниатюр (худ. рук. Л. Г. Горелик), в  1959  -  Моск.  т-р  миниатюр (худ. рук. В. С. Поляков), в 1960 - Моск. мюзик-холл (худ.  рук.  А.  П. Конников). Здесь ставятся обозрения: "Когда загорится звезда" (1960), "Москва -  Венера,  далее  везде..." (1961). "Тик-так, тик-так" (1963) Ды-ховичного и Слободского. Кроме эстрадных оркестров под рук. Л. О. Утесова, Э. И.  Рознера,  О. Л. Луядстрема, Б. Б. Рен-ского,  успешно  работают  оркестры  республик: Украинской ("Дншро"), Грузинской ("Рэро"),  Армянской,  Азербайджанской, Узбекской, Латвийской и др. Созданы вокальные ансамбли:  "Дружба"  (худ. рук. А. А. Броневицкий), "Юность" и др. Выдвинулся ряд мастеров речевого п вок. жанра: Л. Б. Миров, М. В. Новицкий, Ю. Т. Тимошенко, Е. И. Березин, М. В. Миронова, А. С. Менакер, П. Л. Муравский, А.  С. Белов, К. П. Смирнова, А. И. Шуров, Н. Н. Рыкунин, П. В. Рудаков, В.  П. Нечаев, Г. Т. Орлов, А. Б. Лившиц, А. С. Левен-бук, Б. С. Брунов, О.  А. Милявский, Э.  3.  Радов  и  др.  Артисты  эти  обращаются  к  важнейшим проблемам современности, используют героич. и сатирич. жанры. Новые произведения для Э. создали писатели: В. 3. Масс, М. А. Червинский, В. А. Дыховичный, Ф. А.  Липскеров,  М. Р. Слободской и др. Песни для Э. создают композиторы Т. Н. Хренников, В. П. Соловьев-Седой, В. И. Мурадели, А. Н. Цфасман, А. И.  Островский,  О. Б. Фельцман, А. Н. Пахмутова, Н. В. Богословский и др. Лучшие эстрадные  певцы:  К.  И.  Шульженко,  Л.  Г.  Зыкина,  Г.  М. Великанова, Э. 3. Горовец, Э. С. Пьеха, И. Д. Кобзон, Э. А. Хиль, М.  В. Кри-сталинская и др.- все чаще обращаются  к  гражд.  лирике,  воспевают современность. Развитию эстрадного иск-ва способствовали режиссеры А.  П.  Конников, А. П. Тутышкин, Д. В. Тун-кель, Е. П. Гершуни, Г. М. Полячек и др. Высокого  мастерства  достигло  пск-во  танца   народов   СССР, демонстрируемое в эстрадных концертах Ансамблем нар.  танца  СССР  (худ. рук.  И.  А.  Моисеев),  ансамблями  -  "Березка"  (худ.  рук.  Н.  С. Надеждп-на), танца Украинской ССР  (худ.  рук.  П.  П.  Вирский),  танца Грузинской ССР (худ. рук. Р. Ш. Рамишвили  и  И.  И.  Сухишвили)  и  др. Развитие  получил  жанр  эстрадного  танца,  включающий  танцевальную эксцентрику, хореографич. акробатику, ритмич. танцы  и  др.  Выдающегося успеха добился М. Эсамбаев,  создающий  танцевалыю-драматич.  миниатюры. Возрождается иск-во пантомимы (Б. Амарантов и др.). В  1963  организован Молодежный пантомимич. ансамбль (худ. рук. Н. Павловский). Всю организационно-творч. работу в области Э. осуществляет Мосэстрада (Москва), Ленэстрада (Ленинград) и филармонии в республиках и  областях. Гастроли эстрадных артистов по СССР и за рубежом  проводит  Союзконцерт, по РСФСР - Росконцерт, по Украине - Укр. концерт. Сов. эстрадные артисты с успехом демонстрируют свое иск-во во многих странах  мира.  В  1965  в Москве был проведен Всесоюзный фестиваль  эстрадной  песни  и  танца.  В Москве и Киеве имеются студии для подготовки и переподготовки  эстрадных номеров.  В  1961  Гос.  уч-ще  циркового  иск-ва  преобразовано  в эстрадно-цирковое. В 1927-30 выходил журн.  "Цирк  -  эстрада",  с  1963 выходит журн. "Советская эстрада и цирк". Лит.: Кузнецов Е. М., Из прошлого русской эстрады, М., 1958; Дмитриев Ю. А., Искусство советской эстрады" [М.], 1962. Ю. Д.