ЭРКЕЛЬ
										ЭРКЕЛЬ (Erkel) -  семья  венг.  музыкантов.  1)  Ф  е  р  е  н  ц  Э. (7.XI.1810-15.VI.1893)-  венг.  композитор,  дирижер,  педагог,  муз.  и обществ, деятель. Занимался музыкой в Братиславе у Г. Клейна. В  1828-37 работал в Коложваре (Клуже), Буде, Пеште. С 1838-  гл.  дирижер  и  рук. оперной  труппы  Венг.  (позднее  -  Национального)  т-ра  в  Пеште. Э.основоположник венг. нац. оперы. Уже в  первых  его  операх  -  "Мария Батори"  (1840,  Нац.  театр),  "Ласло  Хуньяди"  (1844,  там  же),  - создававшихся в канун революции 1848, определилась гл.  тема  творчества Э.-прославление патриотич. устремлений и  нац.-освободит.  борьбы  венг. народа. В 1861 была пост. наиболее популярная опера Э.- Банк-бан"  (Нац. т-р) по одноим. драме И. Катоны (либр. Б. Эгрешши). Следующие  оперы  Э. также написаны на историч. сюжет: "Дьердь Дожа" (1867, там же) по драме "Дожа" Йокап, "Дьердь Бранкович" (1874, там же) по драме  К.  Обер-ника.  Все  эти  произв.  выдержаны  в  стиле героико-романтич. оперы, с контрастными ситуациями, красочными жанровыми и хоровыми сценами. Народ - гл. действующее лицо и двух  последних  опер Э.-"Безымянные герои" (1880, там же), посв.  героям  революции  1848,  и "Король Нштван" (1885, Венг. оперный т-р) по мотивам драмы Л. Добши.  Э. принадлежит также комич. опера "Шарольта" (1862, Нац. т-р). Совм. с  бр. Доплер Э. принял участие в создании панегирич.  оперы  "Эржебет"  (1857, там же). Тесно связанные с обществ.-политич. движением  своего  времени, оперы Э. сыграли важную роль в культурной жизни  страны.  Их  муз.  язык насыщен нац. мелодикой и ритмикой. Вместе с тем композитор использовал и опыт зарубежной музыки,  вначале  -  итал.  и  франц.,  позднее  -  нем. (вагнеровская муз. драма)  и  рус.  (произв.  Мусоргского).  В  1853  Э. основал в Пеште  филармонию  и  стал  первым  директором  Муз.  академии (консерватории) в Будапеште (1875-1888). Лит.: Abranyi К., Erkel Ferenc elete es mukodese,  Bdp.,  1895;  Fabo В., Erkel Ferenc emlekkonyv, Bdp., 1910; Erkel Ferenc  es  Bartok  Bela. Emlekere. Szerk B. Szabolsci es D. Bartha, Bdp., 1954; Bonis  F.,  Erkel Fe-renc, Bdp., 1954; Sonkoly Ist.,  Erkel  "Bank  banja",  Gyula,  1960; Zsigray J., A sugar uti palota. Erkel Ferenc eletregenye, Bdp., 1960;  G a 1 G. S., Hazam, hazam, te mindenem. Erkel  Ferenc  eletregenye,  Bdp., 1960; Kri-zsan 'L., Erkel Ferenc es Pest megye, Bdp., 1960; Szerdahelyi I., Erkel Ferenc, Gyula,-1960; V a m о s i N. Y., V a r n a i Р., Bank ban  az  operaszinpadon,  Bdp.,  1960;  Laszlo  Zs.,  Erkel Ferenc. Elete kel'ekben, 3 kiadas, Bdp., 1961; Л  а  с  л  о  Ж.,  Жизнь Ференца Эркеля в иллюстрациях, пер. с венг., Будапешт,  1964;  Алекса  и дрова В., Ференц Эркель. К 150-летию со  дня  рождения,  "Сов.  музыка", 1960, ј 11, с. 72-77. 2) Дьюла Э. (4.VII.1842-22.III.1909) - композитор, дирижер,  педагог. Старший сын Ференца Э.  С  1863  -  пом.  дирижера,  затем  (до  1889  и 18921893) - дирижер Нац. (в дальнейшем - Венг. оперного)  т-ра.  Написал музыку к пьесам "Чонгор и Тюнде" Верешмарти, "Трагедия человека"  Мадача и др. Вел педагогич. работу в Будапештской консерватории. 3) Э л е к Э. (2.XI.1843-10.VI.1893) - композитор и  дирижер.  Второй сын Ференца Э. С 1875 - дирижер Нар. т-ра в Пеште. Автор оперетт: "Секей Ка-талин" (1880), "Темпефеи" (1883), "Кошицкий студент" (1890). 4) Л а с л о Э. (9.IX.1844-3.XII.1896) - хоровой дирижер  и  педагог. Третий сын Ференца Э. Учитель Б. Бартока. 5) Шандор Э. (2.1.1846-14.X.1900) - композитор и  дирижер.  Четвертый сын Ференца Э. В 1861- 1875-музыкаш оркестра, концертмейстер  и  дирижер Нац. т-ра, в 1876-86  -  директор  оперы.  В  1888-  1889-дирижер  Венг. оперного т-ра. Написал оперу "Чобанц" (1865). Лит.: Legany Dezso, A magyar zene kronikaja, Bdp., 1962. А. Ив.