ЭРВИН
										ЭРВИН (Ervine), Сент-Джон (р. 28.XII.1883) - ирл. драматург, и театр. критик. Начал  творч.  деятельность  в  первых  нац.  т-рах  Ирландии  - Ольстерском (Белфаст), Т-ре Аббатства (Дублин). Написал пьесы  "Неравный брак"  (1912),  "Великодушный  любовник"  (1912),  "Критики"  (1913), "Оранжист" (1914), "Джон Фергюссон" (1915). В этих пьесах  в  реалистич. жанре  драматург  пытается  разрешить  сложные  совр.  проблемы,  в  них получили отражение нац.-освободит. борьба,  политич.  разногласия  между ирл. патриотами и  приверженцами  англ.  ориентации,  религиозные  споры между католиками и протестантами. После 1-й мировой войны Э. поселился в Лондоне.  Его  пьесы  показывали  англ.  зрителю  нац.  особенности  и своеобразие характеров ирландцев. На сцене англ. т-ров  пост.  "Корабль" (1923,  т-р  "Плейхаус",  Ливер-пул),  "Хозяйка  Бельмонта"  (1927,  т-р "Артс", Лондон), "Жена Роберта" (1937, т-р "Глобус",  Лондон),  "Частное предприятие" (1947, т-р  "Сент-Джеймс",  там  же),  ""Эсперанца"  (1957, Ливерпул), "Люди нашего класса" (1958, т-р "Нью", Лондон) и др. Э.-мастер  диалога,  его  пьесы  насыщены  напряженными  драматургич. ситуациями. Соч.: The organized theatre, L., 1924; How to write a play, L., 1928; The theatre in my time, L., 1933; Oscar Wilde, L., 1951;  Bernard  Shaw, L., 1956. Лит.: M a lone A. E., The Irish drama, L., 1929; Robinson Lenox, Ireland's Abbey theatre, L., 1951. Ел. К. ЭРДМАН, Борис Робертович [4 (16). II. 1899- 28. XII.  1960]  - рус. сов. театр. художник. Засл. деят. иск-в РСФСР (1957). В 1917-18 был актером моек. Камерного т-ра. Как театр.  художник  впервые  выступил  в 1918 ("Павел 1-й" Мережковского, Смоленский т-р).  Э.  был  реформатором сценич. площадки и сценич. костюма (мастер т. н. динамич.  костюма).  Э. работал вместе с балетм. К. Я. Голейзовским  в  Экспериментальном  т-ре, режиссером Б. А. Мордвиновым в Опытно-героическом т-ре. В 1941-45 -  гл. художник госцирков, в 1950-60-  Московского  драматического  театра  им. Станиславского. Художник-конструктивист  в  первый  период  своей  деятельности,  Э. впоследствии от условных декораций ("Копилка" Лабиша, "Эдип" Софокла - в Опытно-героич.  т-ре)  перешел  к  более  реалистич.  манере,  передавая колорит эпохи, своеобразие художеств. манеры  автора.  Большое  внимание уделял художник планировке  сценич.  пространства.  С  успехом  оформлял оперные,  балетные  и  драм.  спектакли,  цирковые  и  мюзик-холльные представления. Оформил  спектакли:  "Лев  Гурыч  Синичкин"  Д.  Ленского  (1924), "Фельдмаршал Кутузов" Соловьева (1940, совм. с В.  В.  Дмитриевым)  -  в Т-ре им. Вахтангова; "Три толстяка" Олеши (1930), "Мария Стюарт"  (1957) - в МХАТе; "Девушка из предместья" Файя (1928), "Джонни" Кшенека (1929), "Сказки Гофмана" Оффенбаха (1946), "Улица дель Корно" Молчанова (1960) - в  Муз. т-ре  им.  Станиславского  и  Немировича-Данченко;  "Полярные  страсти" Дунаевского (1928) - в Moci;, т-ре оперетты; "Ванина Ванини" по Стендалю (1955),  "Такие  времена"  Юрандота  (1955)-в  Малом  т-ре;  "Гостиница Астория" Штейна (1956) - в Т-ре им. Маяковского; "Чайка"; "Дни Турбиных" Булгакова (оба в 1954)- в Моск. драм. т-ре им. Станиславского; "Золушка" Прокофьева (1946) - в Ленингр. т-ре оперы и балета им. Кирова; "На западе бой" Вишневского (1933) - в Харьковском т-ре им.  Шевченко и др. Лит.: Марков П. А., Вл. И. Немирович-Дапченко и музыкальный театр его имени. М-, 1937,  с.  100-12;  Л  у  ц-кая  Е-,  Художник  сатирического спектакля, "Театр", 1955, .ј 1; Мерзляков  И.,  Художник-экспериментатор театра", "Рабочий и театр", 1935, ј 12. M. Лифш.