ЭНГЕЛЬ
										ЭНГЕЛЬ (Engel), Эрих (14.II.1891-10.V.1966)- нем. актер  п  режиссер. После окончания в 1910 театр. школы Л. Меснера в  Гамбурге  был  актером берлинского "Маленького театра под липами", в 1917-18- зав. лит.  частью т-ра "Шау-шпильхауз", в 1918- 22- режиссер  т-ра  "Каммершпиле".  В  эти годы Э.  выступал  как  сторонник  революц.  прогрессивных  политических организаций. Известность получили его работы в т-ре  "Каммершпиле",  где он ставил антимилитаристские пьесы экспрессионистов: "Газ  I",  "Газ  И" Кайзера,  "Перевоплощение"  Толлера,  "Морской  бой"  Геринга.   В 1922-24режиссер мюнхенского "Штаатс-театра\ Пост.  спектакли:  "Мера  за меру", "Макбет",  "Юлий  Цезарь"  Шекспира,  "Шутка,  сатира,  ирония  и глубокий смысл" Граббе. Большое значение для Э. имело его  знакомство  с Б. Брехтом it пост. в "Штаатстеатре" пьесы Брехта "В  джунглях  городов" (1923).  Сближение  с  Брехтом  способствовало  формированию  эстетич. взглядов Э. Он стремился  создать  -  "философский  т-р",  "т-р  мысли", активно раскрывающий диалектику развития человеческого общества.  Наряду с Э.  Ппскатором  и  Брехтом  Э.  стал  практиком  и  теоретиком  т.  н. "эпического театра" и одним  из  самых  значит,  сценич.  истолкователей "драматургии Брехта. В 1923-33 осуществил пост. пьес Брехта: "Человек есть человек" (1928,  "Фольксбюне",  Берлин),  "Трехгрошовая опера" (1928), "Счастливый конец" (1929, "Т-р ам Шиффбауэрдамм", Берлин, пост. совм. с Брехтом). С 1924-режиссер Нем. т-ра (Берлин). Пост.  здесь пьесы  нем.  авторов:  "Смерть  Дантона"  Бюхнера  (1924),  "Убийство" Газенклевера (1926), "Fiii-лиан, или Желтая роза"  Корнфельда  (1927)  и др. После захвата нацистами власти ставил классическую драматургию. В  1945-48  Э.  был  худ.  рук.  мюнхенского  т-ра  "Каммершпиле"; одновременно работал  как  кинорежиссер.  После  возвращения  Брехта  из эмиграции участвовал вместе с ним и Е.  Вейгель  в  создании  одного  из ведущих т-ров ГДР "Берлине? ансамбль". Пост. здесь пьесы Брехта  "Мамаша Кураж н ее дети" и "Господин Пунтила и его слуга Матти" (1949,  совм.  с Брехтом). После  смерти  Брехта  Э.  завершил  пост.  его  пьесы  "Жизнь Галилея"  (1957,  Нац.  пр.).  Будучи  гл.  режиссером  т-ра  "Берлине? ансамбль", Э. продолжал  ставить  пьесы  Брехта  ("Трехгрошовая  опера", 1960, "Швейк во второй мировой войне",  1962),  одновременно  работал  в кино. Для режиссерской  манеры  Э.  характерна  предельная  лаконичность  в выборе художеств. средств, отказ  от  натуралистич.  быто  писательства, тонкое ощущение единства решения всего  спектакля,  четкость  мизансцен. Идеалом Э. был философски мыслящий, интеллектуальный актер,  участвующий в создании т-ра, активно воздействующего на мысль зрителя. Был обществ, деятелем, выступал как борец за мир, против  возрождения фашизма в Зап. Германии. Был действит. членом германской Академии  иск-в (ГДР). В 1949 и 1957 удостоен Нац. пр. за деятельность в области т-ра  и кино. Лит.: J h e r i n g  H.,  Von  Bernhardt  bis  Brecht,  Bd  1-3,  В., 1958-61.