ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР
										ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР (в P  о  с  с  и  и)  -  театр  при  духовных  учебных заведениях. Первый (упоминающийся в лит. источниках) спектакль состоялся в  Кие-во-Могилянской  академии.  В  1672  пост.  мистерия  "Об  Алексее человеке божием", прославлявшая царя Алексея Михайловича. В 1679  Симеон Полоцкий, разрабатывая проект создания в Москве духовной академии, писал о необходимости организации при ней Ш. т.; он  написал  для  Ш.  т.  две пьесы - "Комедия-притча о  блудном  сыне"  и  о  "Новуходоносоре  царе". Дальнейшее развитие Ш. т. связано со Славяно-греко-латинской академией в Москве (организована в 1687). Здесь  давались  представления:*  "Ужасная измена сластолюбивого жития с прискорбным  и  нищетным"(1701);  мистерия "Страшное изображение второго пришествия господня  на  землю"  (1702;  в мистерии действовал т. н. Марс Роксоланский, олицетворявший  Петра  I  и Россию), "Торжество мира православного" (о взятии рус. войсками шведской крепости Нотебурга-Орешка); "Божие уничижителен гордых уничижение"  (1710;  о  разгроме  шведской армии под  Полтавой).  В  спектакли  Ш.  т.  широко  входили  интермедии (бытовые сатирич. сценки), иногда косвенно связанные с осн. действием, в них использовались сюжеты и приемы скоморошьих представлений и нар. игр. Часто  в  интермедиях  в  комич.  виде  изображались  представители привилегированных классов. Самое  значит,  произв.,  написанное  для  Ш.  т.,-  "трагедокомедия" "Владимир..." Феофана Прокоповича (1705, пост. в Славяно-греко-латинской академии). В ней автор обращается к  историч.  сюжету  (крещение  Руси), вместо аллегорич. масок в  пьесе  действуют  бытовые  персонажи.  Ш.  т. существовали также в семинарии Ростова  Великого  (пост.  пьесы  Дмитрия Ростовского "Комедия на рождество Христово" и др.), в духовной семинарии в Сибири и др. В  1720-40  существовал  Ш.  т.  в  хирургич.  школе  при госпитале,  руководимом  доктором  Бидлоо  (Москва);  здесь  были  пост. "История Александра Македонского и Дария", "Слава Российская" Журавского и др. Игра актеров в Ш. т. подчинялась правилам классицизма.  Оформление и  костюмы  в  представлениях  Ш.  т.  носили  сим-волич.  характер (добродетельные персонажи появлялись в белых одеждах, злодеи - в черных, Мир выходил с оливковой ветвью, Изобилие - с рогом, Обман  -  в  волчьей шкуре, Добродетель - в львиной и т. п.). Во 2-й пол 18 в.  в  результате гонений духовенства, протестовавшего против Ш. т. из-за развития  в  нем светских элементов, а также конкуренции со стороны нарождавшегося  проф. драм. т-ра, Ш. т. прекратил существование. Лит.: Асеев Б. Н., Русский драматический театр XVII-XVIII веков,  М., 1958;  Всеволодский-Гернгросс  В.  Н.,  Русский  театр.  От  истоков  до середины XVIII в., М., 1957.' ю. Д.