БЕРНЕ
										БЕРНЕ (Borne), Карл Людвиг (6. V.  1786,  Франкфурт-на-Майне,-12.  U. 1837, Париж) - немецкий писатель-публицист.  В  1808  окончил  Гисенский ун-т. Обществ, и эстетич. взгляды Б.  формировались  под  влиянием  идей франц.  бурж.  революции  и  творчества  Ф.  Шиллера.  Публицистич. деятельность начал в 1813. В 1818-21 издавал журн. "Весы", а  также  ряд др.  газет  и  журналов,  закрывавшихся  цензурой.  Б.  вел  борьбу  с феодализмом, стремился пробудить в  нем.  народе  сознание  своих  прав, активный протест против социальной несправедливости. Той  же  тенденцией были проникнуты и те-атр.-критич.  статьи  Б.,  объединенные  после  его смерти в 2-томное издание под назв. "Страницы драматургии".  Ф.  Энгельс писал об этом издании: "Берне, титанический борец за  свободу  и  право, выступает здесь на эстетическом поприще. И здесь также он чувствует себя уверенно; все, что он говорит, так четко и ясно, так  проникнуто  верным чувством красоты и доказано так убедительно, что не может быть и речи  о возражениях. Все это облито  потоками  ослепительнейшего  остроумия,  и, точно скалы, то здесь, то там поднимаются мощные и острые идеи  свободы" ("К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве", т. 2, 1957, с. 469- 470). Энгельс более всего ценил очерки Б. о "Вильгельме Телле"  Шиллера,  о  "Гамлете" Шекспира (почитателем к-рого был Б.)  и  о  нек-рых  пьесах  совр.  нем. драматургов. В 1819 и 1822-24 Б. совершил несколько поездок в Париж, где написал серию пуб-лицистич. статей ("Парижские письма"),  приветствующих революцию. Б. дает в  них  блестящую  по  глубине  анализа  и  остроумию картину политич. и культурной жизни Франции,  уделяя  при  этом  большое внимание драматургии и т-ру. В "Парижских  письмах"  и  др.  соч.  этого периода Б. клеймит политический индифферентизм мн. писателей (в т. ч.  и Гете),  призывает  т-р  стать  трибуной,  дающей  гражданам  возможность высказывать свои прогрессивные убеждения.  Обществ,  значение  того  или иного т-ра  Б.  определял  тем,  в  какой  мере  он  выражает  передовые революционные, политич. идеи; единственно верным методом  театр.  иск-ва считал реализм.  Б.  оказал  большое  влияние  на  писателей-драматургов Молодой Германии. В последние годы жизни Б. в  значит,  мере  отошел  от революц.  воззрений  и  перешел  к  популяризации  идей  "христианского социализма". Соч.: Werke, Bd 1-12, historisch-kritische Ausgabe.  В.,  1912-13;  в рус. пер.-Полное собр. сочинений, т. 1-3, СГГБ, 1900;  "Из  дневника"  и "Гамлет" Шекспира, СПБ, 1886; Парижские письма. Менцель-французоед,  M., 183. Лит.: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1-2, M-, 1957; Гейне Г., Людвиг Берне, Полное собр. соч., т. 8, M.-Л., 1949; (rutzkow К.,  Bornes Leben, Hamb., 1840; Брандес Г., Людвиг Берне и Генрих Гейне, СПБ, 1899; Юрьев Г., Гейне и Берне, М.-Л., 1936. J1. /7.