ШЕНБЕРГ
										ШЕНБЕРГ  (Schonberg),  Арнольд  (13.IX.1874-  13.VII.1951)  -  австр. композитор и теоретик музыки.  Один  из  виднейших  представителей  муз. экспрессионизма,  основоположник  атональной  музыки.  Учился  музыке самостоятельно, пользовался консультациями А. Цемлинского. С 1895  играл в венском оркестре "Полигимния", руководил рабочими хорами в предместьях Вены; в 1901-03 жил в Берлине, где был капельмейстером варьете  "Пестрый театр" Э.  фон  Воль-цогена.  В  1933  (после  установления  фашистского режима) Ш. покинул Германию и после краткого пребывания во Франции уехал в США. Творч. путь  композитора  характеризуется  сложной  эволюцией.  В своих  ранних  произв.  он  следовал  традициям  нем.  музыки  конца  19 в.-И.Брамса и гл. обр.  Р.  Вагнера.  Среди  сценич.  произв.  Ш.  этого периода - монодрама "Ожидание" на текст М. Паппенхейм (соч. 1909,  пост. 1924,  Прага)  -  типичная  экспрессионистская  "драма  крика"  (das Schreidrama), в к-рой передаются переживания человека в  минуту  высшего напряжения душевных сил. Этот же характер носит драма "Счастливая  рука" на собств. текст (соч. 1913, пост. 1924, т-р "Фолькс-опер", Вена). Здесь созданы  условные  образы-маски,  драма  не  имеет  конкретного  сюжета (человек стремится к возвышенным целям, но не может  преодолеть  в  себе стихийное  подсознательное  начало);  особую  роль  приобретает  хор, комментирующий действие. В этот период творчество Ш. сближается  с  иск-вом  нем.-австрийского экспрессионизма. Вокруг Ш. объединяются его единомышленники и ученики  - композиторы А. Берг, А. Веберн и др., архитектор  А.  Лоз,  писатель  Э. Фриделль,  певица  Э.  Хайм,  художник  О.  Кокошка  и  др.  Связь  с экспрессионизмом, его стилистикой содействовала отказу Ш.  от  тональной организации  муз.  материала.  Он  выработал  двенадцатитоновую  систему композиции, впервые применив ее (частично) в сюите для мелодич. чтения с инструментальным  ансамблем  "Лунный  Пьеро"   на   стихи   франц. поэта-импрессиониста А. Жиро (1912). (В последние годы жизни Ш. признал, что созданная им система не является универсальной). Ш.  принадлежит  одноактная  опера  "С  сегодня  на  завтра"  (1930, Франкфурт-на-Майне) и ряд произв., не предназначенных для  сцены,  среди них оратория "Лестница Иакова" (1922, неоконч.). В 1932 Ш. написал драму "Библейский путь", ставшую основой для неоконч. оперы "Моисей  и  Аарон" (два акта, 1954, концертное исполнение, Гамбург; пост. 1957, Цюрих). Это произв.  заняло  центр,  место  в  творчестве  Ш.  "Моисей  и  Аарон"  - философская  драма,  отразившая  тра-гич.  противоречия  современного композитору времени. Нравственные проблемы выражены в образах библейской легенды. Драматургич. форма оперы статична, близка оратории. Если в 20-е и 30-е гг. творчество Ш. противостояло иск-ву его старших и  младших  современников  (К.  Дебюсси,  Р.  Штраус,  М.  Равель,  И. Стравинский), то позднее его контакты с современной музыкой стали  более очевидными. Оперы Ш., несмотря на их сложность, с конца 50-х гг.  начали привлекать внимание т-ров разных стран. Потрясенный гибелью  варшавского гетто, уничтоженного фашистами, композитор создал "Свидетеля из Варшавы" (1947) - рассказ чтеца с оркестром и  мужским  хором.  Здесь  композитор отказывается от присущего  ему  субъективизма.  В  своем  творчестве  Ш. протестовал против  бесчеловечных  законов  бурж.  государства  и  бурж. морали.  Но  доминирующей  темой  оставалось  для  него  трагическое одиночество художника в чуждом и враждебном ему мирэ. Ш.  вел  педагогич.  работу  (в  1901-03  и  1911-15-  в  берлинской консерватории Штерна; в 1910 руководил курсами композиции в Венской муз. академии; с 1917 вел в Вене семинар по композиции; с  1925  -  профессор класса композиции в берлинской Прусской академии иск-в); в 1933  фашисты изгнали  Ш.  из  академии  как  "неарийца";  в  1936-44  -  профессор Калифорнийского ун-та. Автор муз.-теоретич. работ. В 1912  гастролировал в Петербурге как дирижер. Лит.: Соллертинский И., Арнольд  Шенберг,  Л.,  [1934];  Adorno  Th., Philosophie der neuen Musik, Tubingen,  1949;  W  o  r  n  e  r  K.  H., Gotteswort und Magie. Die Oper  "Moses  und  Aaron"  von  A.  Schonberg, Hdlb-, 1959; Rufer I., Das Werk A. Schonbergs, Kassel, 1959.