БЕРНАР
										БЕРНАР (Bernhardt), Capa (22. X. 1844, Париж,- 26. III. 1923, там же) - французская актриса. Род. в семье инженера. По окончании драм. классов Парижской консерватории (училась у Прово и Сансона) в 1862  дебютировала в т-ре "Комеди Франсез" в "Ифигении в Авли-де" Расина. Затем работала  в т-рах  "Жимназ",  "Порт-Сен-Мартен",  "Одеон",  где  с  большим  успехом сыграла роли Занетто  ("Прохожий"  Коппе,  1869),  Королевы  ("Рюи-Блаз" Гюго, 1872) и др. В 1872-80 Б. снова в т-ре "Комеди Франсез", где она  в 1877 становится сосьетеркой  (см.  Сосъетер).  Б.  играла  роли  молодых героинь в классич. и совр. репертуаре: Федра, Андромаха (о. п.  Расина), Заира (о. п. Вольтера),  Дездемона;  донья  Соль  ("Эрнани"  Гюго),  Берта  ("Дочь Роллана" де Борнье, 1875), Постумия ("Побежденный Рим" Пароди,  1876)  и др. С 1880-х гг. Б. играла преим. в пьесах совр. бурж. драматургов.  Для нее пишут В. Сарду ("Теодора", 1884, "Тоска", 1887,  "Колдунья",  1903), Э. Ростан ("Принцесса  Греза",  1895,  "Самаритянка",  1897,  "Орленок", 1900). Особенным успехом пользовалась Б. в пьесах А. Дюма-сына; одной из лучших ролей актрисы была Маргарита Готье ("Дама с камелиями", 1881).  В этот период Б. сыграла также Гамлета (1899) и Лорензаччо (1896) в о.  п. Шекспира и Мюссе. Станиславский считал иск-во Б.  примером  технического совершенства.  Б.  обладала  красивым  голосом,  отточенной  дикцией, пластичностью;  однако  виртуозное  мастерство,  изощренная  техника, наблюдательность, художественный  вкус,  умение  порой  дать  социальную характеристику  (роль  Маргариты  Готье)  сочетались   у   Б.   с искусственностью,  нарочитой  эффектностью  игры.  "Каждый  вздох  Сары Бернар, ее слезы, ее предсмертные конвульсии, вся ее игра,- писал Чехов, - есть не что иное, как безукоризненно и умно заученный урок". В  период политич. реакции конца 19 в. в иск-ве Б. появляются черты  декадентства, мистицизма. Творчество Б.- пример  воздействия  кризиса  бурж.  культуры конца 19-нач. 20 вв. на актерское иск-во, теряющее пафос и  героику.  Б. гастролировала за границей, выступала во мн. т-рах Европы и  Америки;  3 раза посетила Россию  (1881,  1892,  1908).  В  1893  Б.  приобрела  т-р "Ренессанс", а в 1898-т-р на пл. Шатле, к-рый получил  назв.  Т-ра  Сары Бернар. Соч.: Ma double vie. Memoires de Sarah Bernhard, P., 1907;  L'art  au theatre, P., 1923; в рус. пер.-Мемуары Сары Бернар, СПБ, 1908. Лит.: Seil e r Gr., Sarah Bernhardt, Р., Grallimard, [s. a.]; Huret J., Sarah Bernhardt, preface de Edmond Rostand, P., [1899 J;  К у гель А., Театральные портреты, M., 1929. JE. Ф.