ШЕКСПИР
										ШЕКСПИР      (Shakespeare),       Уильям       (23.IV.1564,' Стратфорд-он-Эйвон,23.1V.1616, там же) - англ. драматург. Происходил  из семьи  торговца  и  ремесленника.  Детство  и  юность  провел  в Стратфорде-он-Эйвон, где учился в грамматич. школе. В 1582 женился на А. Хэсуэй. Вскоре Ш. покинул родной город. Точных сведений о его жизни  нет до 1592, когда о нем впервые упоминается как об актере  и  драматурге  в соч. Р. Грина. Считается вероятным, что уже в конце  80-х  гг.  Ш.  стал проф. актером, а с 1590 выступал и в качестве драматурга. В 1594 вступил в  труппу   Слу-ги   лорда-камергера",   был   одним   из   шести пайщиков-основателей этой труппы. С 1599  становится  совладельцем  т-ра "Глобус". Ш. играл на сцене до 1603 (после этой даты  упоминаний  о  его участии в спектаклях нет), но драматургич. деятельность  продолжал  и  в последующие годы. Ок. 1610 Ш. вернулся в Стратфорд, но связи  с  труппой не терял  и  продолжал  писать  для  нее  пьесы  до  1613,  после  чего, по-видимому,  из-за  плохого  состояния  здоровья  прекратил  лит. деятельность. Ш.  начал  драматургич.  деятельность  в  обстановке  нац.  подъема, вызванного войной с Испанией и разгромом "Непобедимой армады" Филиппа II (1588). К концу 16 в. культура гуманизма прочно  утвердилась  в  Англии, оказывая влияние на всю духовную жизнь, в т. ч. на театр. Поприще для Ш. было  подготовлено  деятельностью  драматургов-гуманистов,  т.   н. "университетских умов",К. Марло, Р. Грина, Т. Кида  п  др.  драматургов, создавших вольную и  широкую  форму  англ.  драмы,  вмещавшую  историч., легендарные, бытовые сюжеты. Предшественники Ш. выработали  и  ту  форму поэтич.  речи,  к-рая  стала  господствующей  в  англ.  драме,-  белый пятистопный ямбпч.  стих.  Творчество  Ш.  явилось  ярчайшим  художеств. выражением гуманизма на завершающем этапе  эпохи  Возрождения,  когда  с наибольшей  ясностью  обнаружились  глубокие  социальные  противоречия переломной эпохи  от  феодализма  к  бурж.  строю.  Ш.  был  художником, сочетавшим гуманистич. мировоззрение с подлинно  народной  оценкой  всех жизненных явлении. Его творчество вобрало книжное образование' и  устные нар. традиции. Сохраняя нек-рые черты театр.  иск-ва  средневековья,  Ш. обогатил  драматургию  достижениями  античной  культуры,  воспринятыми гуманистами. Сложное сочетание греко-римских, средневековых элементов  с совр.  мировоззрением  и  художеств.  устремлениями  составило  основу творчества Ш. Драматург создавал пьесы для  своей  труппы,  предназначая роли  определенным  исполнителям,   хорошо   зная   их   артистич. индивидуальность.  Эта  тесная  связь  с  повседневной  практикой  т-ра обусловила  особую  сценичность  произведений  Ш.,  сохранивших  силу воздействия на  зрителя  на  протяжении  столетии.  Современник  бурной, насыщенной событиями эпохи, Ш. пережил сложную эволюцию как мыслитель  и как художник-драматург. В начальный  период  деятельности  (1590-94)  Ш. следует своим  предшественникам,  особенно  Марло  и  Киду.  Он  создает историч. драмы на сюжеты из времен войны Алой и Белой розы (1455 - 85  - "Генрих VI" (3 чч., 1590-92) и "Ричард III" (1593), а также трагедию  на др.-рим. сюжет "Тит Андроник" (1594), близкие жанру "кровавой  трагедии" (см. "Кровавая драма"). Изображение ужасов войны,  коBH(  них  интриг  и злодейств  проникнуто  в  этих  пьесах  осуждением  феодальной  анархии, индивидуалистич. хищничества. Веренице злодеев макиавеллистского типа Ш. противопоставляет благородных героев - Глостер ("Генрих  VI",  2-я  ч.), рыцарь Толбот ("Генрих VI", 1-я ч.). Однако  положит.  герои  этих  пьес менее  выразительны,  чем  персонажи,  воплощающие  своеволие,  кровавую жестокость и деспотизм.  Одновременно  Ш.  создает  комедийные  пьесы  - "Комедию ошибок" (1592), "Укрощение  строптивой"  (1593),  тяготеющие  к традиции нар. фарса, с его грубым комизмом. В те же  годы  он  выступает как поэт и публикует поэмы "Венера и Адонис" (1593), "Лукреция"  (1594), пишет первые "Сонеты", но не становится книжным поэтом, а остается проф. драматургом, пишущим для театра. Вступление в труппу "Слуги лорда-камергера" совпадает с переходом  Ш. к новому  периоду  творчества  (1595-1600),  к-рый  отмечен  достижением художеств.  зрелости.  Теперь  уже  не  Ш.  учится  у  своих  старших современников,  а  др.  драматурги  следуют  его  образцам.  Мастерское владение богатством  поэтич.  языка  сочетается  в  пьесах  этих  лет  с богатством,  многообразием  драматургических  средств.  Создавая  пьесы разных  жанров,  Ш.  продолжает  совершенствовать  жанр   историч. пьесы-хроники, пишет "Ричарда II" 1595), "Короля Джона" (1596), "Генриха IV" (1597-  1598,  1-я  и  2-я  чч.),  "Генриха  V"  (1599).  Эти  пьесы проникнуты идеей необходимости государственного  единства.  Ш.  осуждает властолюбие, ведущее к узурпации короны, к  анархии.  Вместе  с  тем  он видит в монархе законного главу государства, если только тот не думает о личном благе, а заботится об интересах государства. С этой точки  зрения Ш. рассматривает в своих  пьесах-хрониках  королей,  правивших  Англией. Однако содержание его историч. драм  неизмеримо  богаче  этой  доктрины, соответствовавшей  политич.  теории  гуманизма  и  в  какой-то  степени соприкасавшейся с официальной  гос.  идеологией.  В  своих  хрониках  Ш. впервые в мировой драматургии достиг подлинного историзма  и  социальной глубины.  Избирая  предметом  драматургии  наиболее  критич.  моменты  в истории Англии, Ш. показывает драматизм борьбы разл.  общественных  сил, воплощенных в живых творцах истории, в людях, стоявших во главе тех  или иных политич.  движений.  Короли  и  бароны,  действующие  на  авансцене истории,  представлены  им  как  личности,  наделенные  индивидуальными чертами. При этом в характеристике их  Ш.  следует  укоренившемуся  нар. мнению о королях. В  образах  короля-злодея  Ричарда  III  и  идеального монарха  Генриха  V  он  воплощает  нар.  понятия  о  дурных  и  добрых правителях. На более высокой ступени творчества  Ш.  показывает  нек-рых королей как живых людей со сложной внутренней жизнью. Таковы Ричард II и Генрих V. Ш. создает также образы героев-рыцарей, отличающихся  истинной доблестью (Толбот, Фоконбридж  в  "Короле  Джоне",  воины  Генриха  V  в "Генрихе V"). Большое значение имеет введение Ш. в свои пьесы плебейской массы. Один из первых в мировой лит-ре Ш. показал активную роль народа в историч. процессе, отношение народа к королевской власти, к  дворянству, он подчеркнул,  что  у  бедноты  есть  свои  интересы,  несовместимые  с интересами господствующих сословий. Во 2-й ч. "Генриха VI" Ш.  изобразил нар. восстание. Верно показав настроения крестьянских масс, Ш.,  однако, осудил дикость восстания так же, как осуждал и воинственную строптивость феодалов, к-рые отртаивали свои интересы, враждуя с королевской властью. Шедевром историч. драматургии Ш. является  "Генрих  IV",  где  наряду  с величественными и драматичными картинами борьбы  между  централизованной монархией и феодальным сепаратизмом драматург создал,  по  выражению  Ф. Энгельса, "фальстафовский фон". В сценах с участием опустившегося рыцаря Фальстафа и его приятелей Ш. осмеивает официаль ную государственность  с ее чинопочитанием, ритуалами власти, чопорной моралью. История предстает здесь в живом обличий, в сочетании возвышенного и обыденного, героизма и повседневности. Драматург глубоко вскрывает  общественные  противоречия, но, хотя он ясно видит социальное зло, тем не менее верит в  возможность прогрессивного развития абсолютной монархии как силы, способной обуздать феодальный произвол и установить законность. Пьесы-хроники  разнообразны в жанровом отношении. Если ранняя трилогия "Генрих VI" и  пьеса  "Ричард III"  принадлежат  к  "кровавой  трагедии",  изобилующей  ужасами  и убийствами, то в "Короле Джоне" и  особенно  в  "Ричарде  II"  драматург переходит к раскрытию внутр. трагизма  в  судьбах  героев.  "Генрих  IV" сочетает трагизм (судьба  Готспера)  с  эпич.  размахом  и  несравненным юмором  (образ  Фальстафа).  "Генрих  V"  сочетает   эпич.-героич. направленность с истинно шекспировским реализмом, к-рый  раскрывается  в персонажах "фальстафовского фона". Второй период творчества  ознаменован также  расцветом  комедийного  дарования  Ш.  "Два  веронца"  (1594), "Бесплодные  усилия  любви"  (1594),  "Сон  в  летнюю  ночь"  (1595), "Венецианский купец" (1596), "Много шума из ничего" (1597), "Виндзорские проказницы" (1598), "Как вам это понравится" (1599) и "Двенадцатая ночь, или Как вам угодно" (1600) проникнуты духом светлой романтики. В основе сюжетов этих пьес - истории юношей и девушек, ищущих счастья в  любви.  Любовь,  ревность, верность и переменчивость чувств выражены Ш. с  подлинной  поэтичностью. Комедии Ш. проникнуты духом праздничности (нек-рые из них  написаны  для брачных  торжеств).  Всем  своим  строем  они  связаны  со  старинными праздничными обрядами - майскими играми, рождественскими, масленичными и пасхальными праздниками, с их  карнавальными  элементами  -  ряжением  и веселыми обманами. Рядом с  благородными  молодыми  героями  в  комедиях действуют комич. персонажи, к-рые у Ш. разделяются на две группы. Одна - горожане  и  крестьяне,  наделенные  комедийными  чертами,  чудаки, простофили. Ш.  изображает  их  с  добродушным  юмором  и  лишь  изредка обращается  к  сатире  для  осуждения  ханжества  пуритан  (Мальволио  - "Двенадцатая ночь") и корыстолюбия ростовщиков (Шейлок  -  "Венецианский купец"; образ Шейлока, однако, сложен и многогранен, как показал Пушкин, отметивший  разносторонний  характер  этого  персонажа:  Шейлок  "скуп, сметлив, мстителен, чадолюбив, остроумен"). Другая группа  -  комики  по призванию и профессии - шуты (Лаунс и Спид - "Два веронца",  Ланселот  - "Венецианский купец",  Оселок  -  "Как  вам  это  понравится",  Фесте  - "Двенадцатая ночь"). Наследники древней  профессии  придворных  шутов  и ярмарочных потешников, эти  персонажи  сочетают  глубокий  нар.  юмор  с изощренной  гуманистич.  иронией.  Они  -   веселые   комментаторы происходящего, забавные острословы, выражающие в своих насмешках здравый смысл. Комедии Ш. сочетают авантюрные мотивы с лирикой и всеми оттенками юмора.  Они  глубоко  жизнеутверждающи  по  духу,   свободны   от морализаторства, проникнуты высокой  гуманностью,  оптимистич.  верой  в торжество благородных начал жизни. Духом оптимизма проникнута и трагедия "Ро-мео и Джульетта." (1595), в к-рой  любовь  юных  героев  вступает  в конфликт с враждой семей. Несмотря на гибель  героев,  торжествует  идея мира и  дружбы.  Но  постепенно  оптимизм  Ш.  уступает  место  мрачному мироощущению,  вызванному  тревожной  общественно-политич.  обстановкой Англии конца 16 в., разочарованием в надеждах на  осуществление  идеалов гуманизма,  осознанием  противоречий,  вызванных  утверждением  бурж. отношений.  В  этой  общественной  атмосфере  Ш.  создал  произведения, отвечавшие на запросы  времени,  обобщившие  многовековой  трагич.  опыт человечества. В эпоху начавшегося перехода от феодализма  к  капитализму остро встали кардинальные вопросы  жизни,  общественной  нравственности, психологии отдельной личности,  и  Ш.  с  большой  художественной  силой отразил это в своих величественных трагедиях. Уже в "Юлии Цезаре" (1599) сказалось новое отношение Ш. к проблеме абсолютистского  государства;  в образе Юлия Цезаря он осудил монархический деспотизм, показав  вместе  с тем, что народ еще далек от высоких общественных идеалов. Трагич. мировосприятие  доминирует  в  третий  период  творчества  Ш. (1600-08). Он создает в это время  свои  шедевры  -  трагедии:  "Гамлет" (1601),  "Отелло))  (1604),  "Король  Лир))  (1605),  "Макбет))  (1606), "Антоний  и  Клеопатрам  (1607),  "Кориолан"  (1607),  "Тимон  Афинский" (1608). Их содержание выражено самим Ш. в  словах  Глостера  из  "Короля Лира": "Любовь остывает, слабеет дружба, везде братоубийственная рознь". В ранних пьесах,  написанных  до  1600,  Ш.  изображал  трагическое  как проявление  внешнего  зла,  обрушивающегося  на  людей;  источником трагического являются злодейства честолюбивых и коварных людей. В "Ромео и Джульетте"  трагическое  еще  коренится  во  внешних  обстоятельствах, чистые и невинные герои  становятся  жертвами  недоразумения.  В  зрелых трагедиях Ш. трагическое имеет объективные основания в среде, окружающей героев, но вместе с тем источником высокого трагизма оказывается  внутр. противоречивость самих людей. Гамлет долго колеблется; Отелло, напротив, слишком торопится; Лир поддается гневу; Макбет становится жертвой своего честолюбия; Антоний и Клеопатра не могут  вполне  отдаться  ни  политич. интересам, ни своему личному чувству; мужественного Кориолана губят  его гордость и презрение к народу; Тимон становится жертвой  собственной  щедрости.  В  трагич.  судьбах героев Ш. отражаются глубочайшие  противоречия  самой  жизни.  Раскрытие объективных причин трагического  сочетается  у  Ш.  с  проникновением  в тайники человеческого сознания. Правда чувств его героев  подтверждается опытом духовной жизни мн. поколений. Герои Ш.- люди могучих  характеров, они  выражают  титанизм,  свойственный  выдающимся  личностям  эпохи Возрождения.  Но  в  то  же  время  персонажам  Ш.  уже  не  свойственна цельность;  сохраняя  героич.  величие,  они  исполнены  противоречий. Активность - основа характера героев трагедий Ш. Они стремятся подчинить мир своей воле, они гибнут,  но  уходят  из  жизни  несломленными.  Хотя обстановка действия трагедий Ш. всегда жизненно конкретна,  конфликты  в них отличанэтся  космич.  широтой,  ибо  герои  ощущают  связь  со  всем мирозданием. В мир жизненных  конфликтов  вторгаются  сверхъестественные силы (призрак в "Гамлете", ведьмы и  призраки  в  "Макбете",  тень  Юлия Цезаря  в  "Юлии  Цезаре").  Трагическое  у  Ш.  окружено  ореолом таинственности. Отсюда - возможность  разноречивых  толкований  трагедий Ш.,    многообразие    их    тем.    "Гамлет"    включает    темы: государственно-политическую  -  узурпация  власти,  нравственное  и наследственное  право  мести,  верность  в  любви  и  дружбе,  право  на убийство, разлад мысли и действия. Все эти темы раскрываются в поступках и мыслях персонажей, связанных единой цепью  обстоятельств,  влекущих  к гибели  основных  участников  трагедии.  Над  этими  темами  возвышается проблема характера героя, то бездеятельного, то активного, страдающего и мужающего в жизненной борьбе и  безвременно  гибнущего  как  раз  тогда, когда он созрел до понимания жизни и своей  цели.  В  "Отелло"  злоба  и зависть Яго по отношению к благородному мавру отражает борьбу эгоизма  и корысти против гуманных стремлений. Два человеческих характера, овеянных авантюрным духом эпохи, выражают ее двойственность, борьбу зла и  добра. Но- сам  главный  герой  трагически  противоречив:  в  нем  сталкиваются первобытные инстинкты и культура, цивилизация; страсть и разум;  доверие к  людям  и  ревность.  Стремясь  достичь  высшей  человечности,  Отелло совершает  величайшую  бесчеловечность.  В  "Короле  Лире"  проблема государственного единства сталкивается с проблемой распада  общества  на борющихся между собой индивидов. Индивидуализм подрывает  основы  семьи, индивидуальное своеволие превращает жизнь в войну каждого  против  всех. Предвосхищая тему, характерную для зрелого бурж. общества, Ш. показывает губительность  эгоизма.  В  его  трагедии  патриархальное  начало, унаследованное от  прошлого,  таит  не  только  благо,  но  и  зло,  ибо своеволие Лира - тоже  одно  из  следствий  патриархальности;  с  другой стороны, личное начало не всегда зло, ибо оно может проявиться  в  таком благородном характере, как Корделия. Все смешалось в этом мире,  и  люди мечутся, гонимые своими страстями, неуклонно приближаясь к гибели. Герои трагедий Ш. виновны и  невиновны,  они  сами  куют  свою  судьбу;  жизнь искушает их на  каждом  шагу.  Таким  искушением  является  для  Макбета королевская корона. Превосходя короля мужеством  и  бранными  подвигами, Макбет хочет увенчать свои достоинства высшей  властью.  Ради  этого  он идет на убийство, но, достигнув своей цели, убеждается в том, что навеки лишил себя покоя и  благ,  доступных  людям,  не  подпавших  под  власть честолюбия. Герои трагедий Ш. не могут  сойти  с  избранного  ими  пути: Макбет до конца сражается за  власть,  не  дающую  ему  ни  радости,  ни удовлетворения,  и  погибает,  проклинаемый  всеми.  Страсть  Антония  и Клеопатры темна" изменчива; каждый из них, даже любя другого,  сохраняет заботу о своих политич. интересах. В борьбе, к-рая  раздирает  мир,  они жертвуют своим чувством, чтобы укрепить власть,  и  только  перед  лицом смерти признают,  что  самым  прекрасным  в  жизни  была  их  любовь.  В "Ко-риолане" проблема личности и народа, героя и толпы имеет два решения - для Кориолана и для  плебеев.  Это  -  трагедия  выдающейся  личности, оторвавшейся от народа, и трагедия народа, не нашедшего  себе  достойных руководителей. В "Тимоне Афинском" Ш. показывает, что гос-во в  целом  и отдельные люди не умеют ценить тех,  кто  оказывает  им  услуги.  Только золото и власть имеют значение для  людей;  порок,  облеченный  властью, пользуется всеобщим почетом,  а  золота  заставляет  людей  преклоняться перед ничтожествами. Везде царит хищничество, все грабят друг  друга,  и человек - жалкая песчинка в несправедливом мире. Но мир не беспросветен, в нем встречается подлинная человечность.  Ценность  жизни-в  прозрениях истины, достигаемой мучительным путем,  в  доброте,  если  даже  за  нее воздается страданием. Даже комедии, созданные Ш. в этот период, окрашены  в  мрачные  тона. "Конец - делу венец" (КЮЗ), "Мера за меру" (1602) и "Троил  и  Кресспда" (1602) часто определяются как "мрачные комедии". Это - проблемные драмы, глубокие  по  социальным  идеям.  В  комедии  "Конец  -  делу  венец" оспаривается  неравенство,  утверждается  гуманистич.  идея  ценности человека не по происхождению и положению, а по истинным достоинствам ума и сердца.  В  пьесе  "Мера  за  меру"  ставится  проблема  законности  и человечности,  обнажается  несправедливость  и  бездушие  абстрактных законов,  не  считающихся  с  живыми  людьми,  осуждается  лицемерие властителей, карающих других за  проступки,  к-рые  они  охотно  прощают самим себе. В пьесе "Троил и Крессида" - сложный комплекс  тем:  причины войн, основы силы государства, права отдельной личности, значение чести. Пьеса  доказывает,  что  лучшие  ценности  жизни  гибнут,  жестокость  и бессмысленность утверждаются повсеместно. Произведения, созданные  Ш.  в этот период, выражают сущность противоречий, основные  трагич.  ситуации эпохи; драматург ставил сложнейшие философские  проблемы,  облекал  свои мысли  в  дивную  поэтич.  форму,  в  драмы,  отличающиеся  огромной действенностью,   создавал   характеры,   сочетающие   типичное   с индивидуальным. Даже в самых мрачных  трагедиях  Ш.  выражены  любовь  к человеку,  вера  в  него,  восхищение  его  силой"изумление  перед неисчерпаемыми возможностями духовного развития  людей.  Это  определило возможность нового перелома в творчестве драматурга. Четвертый  период  деятельности  Ш.  (1609-13)  отмечен  возрождением жизнеутверждающих мотивов. Пьесы этого периода содержат драматич. и даже трагич. ситуации,  но  самые  острые  конфликты  получают  благополучную развязку (за исключением пьесы-хроники "Генрих VIII",  1613,  к-рая,  по мнению нек-рых исследователей, написана в соавторстве с Дж. Флет-чером). Изменение в умонастроении Ш. отражается  и  в  трансформации  формы  его драматургии. В эти годы  Ш.  обращается  к  жанру  романтич.  драмы  или трагикомедии и создает пьесы: "Перикл" (1608,  авторство  Ш.,  возможно, лишь частичное),  "Цимбелин"  (1610),  "Зимняя  сказка"  (1611),  "Буря" (1612).  Романтич.,  авантюрные  сюжеты  этих  пьес  лишены  жизненной достоверности, действие их во  многом  имеет  сим-волич.  характер,  что особенно характерно для "Бури". Герои  утрачивают  психологич.  глубину, присущую  трагедиям  Ш.,  идеи  раскрываются  через  драматич.  мотивы, образную систему поэтич. речи героев. Темы  предшествующих  произведений получают в этих пьесах новое осмысление. В  "Цимбелине"  показан  распад семьи и деспотизм, в "Зимней сказке"  -  ревность  и  измена.  В  "Буре" дается идейный итог мировоззрения Ш. Просперо - маг и ученый,  воплощает идею  торжества  науки  и  добра  над  хищничеством,  стяжательством  и коварством.  Подчинение  дурных  животных  инстинктов  разуму  человека выражено в укрощении Калибана, в освобождении духа  (Ариель).  "Буря"  - аллегория грядущего торжества лучших начал жизни, носит характер  утопии и выражает непреклонную веру Ш. в идеалы гуманизма. Творчество Ш.- вершина всей европ. драмы  Позднего  Возрождения.  Оно включает элементы ренессан-сного классицизма (влияние Сенеки в  "Ричарде III", подражание Плавту в "Комедии  ошибок"),  романтич.  направленность (все комедии от "Двух веронцев" до "Двенадцатой ночи"), фантастику ("Сон в летнюю ночь", "Буря"), элементы пасторали ("Как вам это  понравиться", "Зимняя  сказка").  Основу  художеств.  метода  Ш.  составляет  поэтич. реализм. Стремлением к жизненной правде проникнуты все его произведения. В романтике, фантастике сквозь символы и аллегории, через  условности  и невероятные происшествия Ш. выражает богатство жизни. Реализм  Ш.  далек от натурализма (хотя отдельные натуралистич. элементы подчас встречаются в его пьесах), произведения его выражают высшую правду жизни и ее  самые прекрасные, возвышенные и наиболее трагич. моменты. Вместе с тем  Ш.  не боялся ни прозаичности, ни грубости. Язык произв. Ш. отличается огромным лексич.  богатством  (насчитывает св. 15 тыс. слов). Поэтич. речь персонажей изобилует риторич. фигурами и поэтич. метафорами. Ш. мастерски строит монологи, к-рые  превращаются  в своеобразные арии (диалог в стихах подобен дуэту) и ораторские речи.  Ш. использует в своих пьесах формы лирики, распространенные в лит-ре 16 в.: сонет, канцону, альбу, эпиталаму и др.  Белый  стих,  к-рым  в основном написаны его пьесы, отличается гибкостью и естественностью.  Он придает, с одной стороны, величественность и поэтич. возвышенность речам персонажей,  а  с  другой  -  позволяет  сохранять  живость  интонаций повседневной речи. Драматургия Ш., выросшая  на  подмостках  общедоступного  нар.  т-ра, вобрала в себя особенности сце- нич.  техники  того  времени.  Пьесы  Ш. написаны для открытой сцены без занавеса и декораций, в них используется ограниченный реквизит, определяющий основные признаки  места  и  времени действия.  Поэтому  в  речах  персонажей  содержатся  все  сведения, необходимые для того,  чтобы  зрители  представили  себе,  когда  и  где происходит данная сцена. Каждый эпизод пьесы сопровождается  приходом  и уходом актеров со сцены. Переход от одного эпизода к другому  сочетается с выходом на подмостки новых действующих лиц. Имена  персонажей  зрители узнавали  из  речей  актеров,  их  положение  обозначалось  костюмом  и соответствующими аксессуарами. Костюмы  в  основном  были  современными, хотя иногда применялись и условно исторические костюмы. Главное место  в спектаклях принадлежало актеру. Ш. писал  свои  пьесы  для  определенных актеров, учитывая их внешние данные и сценпч. способности (в тексте пьес встречаются  указания  на  рост"  цвет  волос  и  др.).  Несмотря  на ограниченное  количество  ремарок  в  пьесах  Ш.,  они  содержат  много конкретных режиссерских указаний, определяют сценич. поведение  актеров. Непрерывность  действия  в  спектакле  эпохи  Ш.  вызвала  разнообразие эпизодов, необходимость  держать  внимание  зрителей  в  напряжении.  Ш. перемежает патетич. сцены  комедийными,  переносит  действие  из  одного места в  другое,  вводит  новых  действ,  лиц.  Почти  каждая  пьеса  Ш. содержит,. помимо основного действия, поединки, песни, танцы, музыку. Ш. использовал комплекс всех средств  сценического  воздействия,  доступных т-ру его времени. Для исполнения его пьес необходимо высокое  мастерство сценич. речи.  Для  пост.  их  требовалось  умение  произносить  поэтич. монологи,  пользуясь  средствами  внешней  выразительности  -  мимикой, жестами и др. Пьесы Ш. постепенно вошли  в  репертуар  мирового  т-ра.  Их  сценич. судьба тесно связана со всей историей т-ра.  Закрытие  т-ров  пуританами прервало сценич. традиции т-ра эпохи Ш. До 1642 они ставились, как и при жизни  Ш.  Когда  после  20-летнего  перерыва  т-ры  в  Англии  были восстановлены, пьесы Ш. подвергались переделкам,  их  приспосабливали  к новым вкусам зрителя. Дж. Драйден и У. Давенант  переписывали  пьесы  Ш. почти целиком, меняя текст, характеры, условия действия,  сохраняя  лишь драматургическую канву, вносили поправки и в фабулу пьес, напр. Н.  Тейт переделал финал "Короля Лира": Эдгар восстанавливает Лира  на  троне  и  женится  на  Корделии.  Эта переделка,  сохранявшаяся  на  англ.  сцене  до  1832,  основывалась  на стремлении подчинить пьесы Ш. просветительской морали - поражение зла  и победа добродетели. Так переделывались в 18 в. и  др.  произведения.  Д. Гаррик возродил Ш. на англ. сцене (сер. 18 в.). Переделки пьес Ш. в духе классицизма появляются во Франции (Ж. Дюси,  П.  Летурнер).  В  Германии благодаря  удачным  переводам  Виланда  и  критике  Г.  Э.  Лессинга  Ш. приобретает  большую  популярность;  писатели  эпохи  "бури  п  натиска" объявляют творчество Ш. высшим образцом драматич. поэзии. В конце  18  - нач. 19 вв. на сцене англ. т-ров пост. трагедий Ш. создают Дж.  Кембл  и С. Сиддонс, играющие  Ш.  в  возвышенно-героич.  манере.  Новый  этап  в сценич. истории драматургии Ш. начинается в  эпоху  романтизма.  Э.  Кин придает  исполнению  ролей  Ричарда  III,  Шейлока  и  Лира  огромную страстность. Начинается восстановление подлинных текстов Ш.,  актеры  У. Макреди и др. отказываются от  переделок.  Ч.  Кин  вносит  историзм  во внешнее  оформление  пост.  Ш.  Но  внимание  к  постановочной  стороне спектакля опять приводит  к  изменению  текста  Ш.,  к-рый  подвергается переработкам для создания постоянных декораций к  пяти  актам  (на  акты пьесы Ш. делятся еще со 2-й пол. 17 в.). Это вызывает перестановку сцен, значит, сокращение текста. Эти переделки вносятся даже в спектакли  т-ра "Лицеум" (Лондон), где Г. Ирвинг пост.  почти  все  пьесы  Ш.  Увлечение постановочными эффектами достигает кульминации в пост. Г. Бирбома Три. В 19 в. т-ры европ.  стран  все  шире  ставят  произведения  Ш.,  ив  этих спектаклях раскрывается дарование мн. актеров и реж.  В  Германии  -  К. Иммерман, Л.  Дев-риент  К*.  Зейдельман,  Ф.  Дингельштедт  и  Др.,  во Франции-Ф. Ж. Тальма Сара Бернар,  Ж.  Муне-Сюлли  основали  нац.  школы интерпретации Ш., сохранившие элементы  декламац.  стиля  классицистской трагедии. В Италии выдающиеся сценические воплощения трагических  героев Ш. создали Т. Сальвини,  Э.  Рос-си,  Э.  Дузе.  В  США  выдвинулись  А. Олдридж, Э. Бутс, в Австрии - И. Кайнц. На рубеже 19-20 вв. в  Англии  в пьесах Ш. выступали Б. Салливен, Э. Фо-сит, Д. Форбс-Робертсон и  др.  В России наиболее прославленными исполнителями ролей в пьесах Ш. был П. С. Мочалов, В. А. Каратыгин, А. П. Ленский, А. И. Южин,  трагики-гастролеры М. В. Дальский, М. Т. Иванов-Козелъский, П. В. Самойлов, бр. Аделъ-гейм, Н. П. Россов и др. Нач. 20 в. отмечено изменением принципов сценич. воплощения пьес  Ш., связанным прежде всего с режиссурой Мейнингенского театра, где Л. Кронек впервые отказался от спектаклей, строившихся  исключительно  на  ведущих актерах, и добился единства  всего  ансамбля.  В  Англии  реж.  У.  Поэл выдвинул требование сохранения полного  текста  пьес  Ш.,  отказался  от перестановок  сцен.  В  созданном  им  Елизаветинском  сценич.  об-ве осуществил пост. пьес Ш. на сцене, устройство к-рой приближалось к сцене т-ра эпохи Шекспира X.  Гренвилл-Баркер  выдвинул  принцип  освобождения сцены от излишних декораций  и  заменил  декламационно-ораторский  стиль исполнения  Ш.  совр.  психологически  углубленной  игрой.  Психологич. правдоподобия  и  историч.  достоверности  добивались  в  шекспировских спектаклях МХТ К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко,  напротив М. Рейн-хардт, Э. Г. Крэг  выдвигали  принцип  условно-симво-лич.  пост. пьес  Ш.  Многообразные  искания  в  т-ре  нач.  20  в.  продолжались  в спектаклях, пост. после 1-й мировой войны.  В  Англии,  где  сохраняется система актеров-"звезд", в пост. пьес Ш. гл. внимание  сосредоточено  на актерском исполнении. Широкую  известность  получили  создатели  образов Ш.-А. Гиннесс, Дж. Гилгуд, Э. Эванс, С. Торндайк и  др.  В  50-60-х  гг. наряду с отдельными блестящими исполнителями - Л. Оливье, М. Редгрев, Р. Ричардсон, В. Ли, М. Эванс, П. Эшкрофт, П. Скофилд и др. -  утверждается и  принцип  ансамблевого  исполнения  спектакля,  что  стало  возможным благодаря  организации  репертуарных  т-ров:  "Олд  Вик"  (с  1963  - Национальный т-р), Шекспировский мемориальный т-р (с 1961 -  Королевский шекспировский  т-р).  Англ.  режиссеры  П.  Брук  и  П.  Холл  пост.  в Королевском  шекспировском  т-ре  значит,  спектакли.  Среди  лучших спектаклей 60-х гг.-  "Король  Лир"  (1963,  реж.  П.  Брук;  Лир  -  П. Скофилд), "Отелло" (1964, Отелло - Л. Оливье).  В  США  выдвинулись  Дж. Барримор, О. Уэллес, К. Корнелл и др. После 2-й мировой войны ряд  пост. Ш. осуществили во Франции Ж. Л. Барро, Ж. Вилар. Новаторские  тенденции  в  пост.  пьес  Ш.  отчетливо  проявились  в спектаклях сов. т-ров, сочетавших монументальность с психологич. правдой и романтич. страстностью:  спектакли  "Ромео  и  Джульетта"  (1935,  Т-р Революции, реж. А. Д. Попов, худ. Шлепянов; Джульетта - Бабанора), "Отелло" (1935, Малый т-р, реж. Радлов; Отелло - Остужев), "Король Лир" (1935, Моск. еврейский т-р, реж.  Радлов,  худ. Тышлер; Лир  -  Михоэлс,  Шут  -  Зускин)  утвердили  постановочный  стиль шекспировских трагедий, сохранившийся на сов. сцене  и  все  последующие годы. Пост. комедий Ш.:  "Двенадцатая  ночь"  (1933,  MX  AT  2-й,  реж. Гиацинтова, Готовцев), "Много  шума  из  ничего"  (1936,  Т-р  им.  Евг. Вахтангова, реж. Рапопорт; Бенедикт - Симонов,  Беатриче  -  Мансурова), "Укрощение строптивой" (1937, ЦТКА, реж. А. Д. Попов, худ. Шифрин; Катарина - Добржанская), "Как вам  это  понравится"  (1940,  Т-р  им. Ермоловой,  реж.  Хмелев  и  Кне-бель;  Жак  -  Якут),  определили жизнерадостную красочность, тонкую иронию  и  в  то  же  время  глубокое психологич. раскрытие характеров героев.  В  50-  60-х  гг.  были  пост. спектакли: "Гамлет" (1954, Т-р  им.  Маяковского,  реж.  Охлопков,  худ. Рындин; Ленингр. т-р им. Пушкина,реж. Г.Козинцев, худ. А. Тышлер). "Юлий Цезарь"  (1958,  Т-р  им.  Хамзы,  реж.  Гинзбург),  "Гамлет"  (1961, Ташкентский рус. т-р, реж. Михаилов, худ. Вальденберг, Ушаков; Гамлет  - Рецептор), "Ричард III" (1962, Куйбышевский т-р, реж. Монастырский, худ. Белов; Ричард III - Засухин), "Кори-олан" (1964, т-р "Ванемуйне", Тарту, реж. Ирд, худ. Сандер; Кориолан - Коппель) и др. Соч.: The works of Shakespeare. A new variorum ed." by Н. Н. Furness, [a. o.], v. 1-18, Phil., 1870 - (каждый том-пьеса и комм. к  ней),  изд. продолжается под руков. Шекспировской ассоциации США; The works, ed.  by W. A. Wright, v. 1-9, Cambr.- L., 1891-93 (Cambridge ed.); The New Cambridge Shakespeare, ed. by A. Quiller-Couch and  J.  Dover Wilson, 1921-1960 (каждый том - пьеса и KOMM.  к  ней);  The  new  Arden Shakespeare, ed. by U. Ellis-Fermore and H. F. Brooks, L., 1951  (каждый том- пьеса и комм. к ней); The works. The  Globe  edition,  Cambr.-  L., 1864  (текст  старого  Кембридж,  изд.,  много-числ.  перепечатки);  The complete works (The Oxford .Shakespeare, ed. by G. J.  Craig,  L.,  1904 (совр. перепечатки); The complete works, ed. by G. L. Kittredge, Boston, 1936; Complete works, [v. 1-4], ed. by P. Alexander, L.- Glasgow,  1954-58; ... ed. by C. J. Sisson, L., 1954; Полн. собр. соч.,  5  изд.,  т.  1-3, изд. Н. В. Гербеля, СПБ,  1899;  Сочинения,  т.  1-5,  под  ред.  С.  А. Венгерова, СПБ, 1902-04; Полное собр. соч., под ред. А. А. Смирнова и С. С. Динамова, т. 1-8, М.-Л., 1936-50; Полное  собр.  соч.,  под  ред.  А. Смирнова и А. Аникста, т. 1-8, М., 1957-60; В. Шекспир,  Трагедии,  пер. Б. Пастернака, т, 1-2, М.- Л., 1949. Лит.: Chambers E. К., William  Shakespeare.  A  study  of  facts  and problems, v. 1-2, Oxf., 1930; Reese M. M., Shakespeare,  his  world  and his  work,  L.,  1958;  Bent-ley  G.  E.,  Shakespeare.  A  biographical handbook. New Haven, 1961; АН икс т А., Шекспир, М., 1964;  Brad-ley  А. С., Shakespearean tragedy, L., 1904; R a l i e g h W., Shakespeare,  L., 1907; Schucking L. L.,  Die  Charakterprobleme  bei  Shakespeare,  Lpz., 1919; S t o l l E. E., Art and artifice in  Shakespeare,  Cambr.,  1933; Knight G. W i l s o n. The wheel of fire, L., 1930; Spurgeon С.  Т.  E., Shakespeare's imagery..., Cambr., 1935; С  lern  e  n  W.,  Shakespeares Bilder, Bonn, 1936; С h а г l t o n H.  B.,  Shakespearean  comedy,  L., 1938; Spencer Т., Shakespeare'and the nature of man, Cambr.,  1.943;  Se -well A., Character and society in Shakespeare, Oxf., 1951; Brown J. R., Shakespeare and his comedies, L.,  1957;  Reese  М.  М.,  The  cease  of majesty, L., 1961; Ellis-Fermor U., Shakespeare the  dramatist  and  other  papers,  L., 1961; Морозов М., Шекспир. 1564-1616, 2 изд., М., 1956;  его  же,  Избр. статьи и переводы, М., 1954; Смирнов А., Шекспир, Л.-М., 1963;  Козинцев Г., Наш современник В. Шекспир, Л.-М., 1962; А н и к с т А., Творчество Шекспира, М., 1963; Шекспировский сборник, т. 1-3, М., 1947, 1958, 1963; Шекспир и русская культура, М.- Л.,  1965; Granville-Bar-ker Н., Prefaces to Shakespeare, v. 1-5, L., 1927-49; Wilson Knight G., Principles of Shakespearean production, [L.], 1949; Brown Russel J., Shakespeare's plays in performance, L., 1966; А н и к с т  А.,  Театр  эпохи  Шекспира,  М.,  1965;  его  же,  Сценич.  история драматургии У. Шекспира, в кн.: Шекспир, Полное собр. соч., в 8 тт.,  т. 8, М., 1960, с. 597-632; Иллюстрации, там же, т.  ?,  с.  633  и  далее; Мастера театра в образах Шекспира, сост. М. Морозов, М., 1940; Н е л  ьс С. М-, Шекспир на советской сцене, М., 1960; О  dell,  Shakespeare  from Betterton to living, L., 1920; "T r e w  i  n  J.,  Shakespeare  on  the English Stage. 1900- 1950, 1965; E b i s с h W. and  Schucking  L.L.,  A Shakespeare bibliography, Oxf. ,1931; Ebisch W.,Schucking L. L., Supplement to the year.1930-1935, Oxf., 1937; Smith G.. R o  s s., A classified Shakespeare bibliography 1936-1958, Pennsilvania, 1963; Шекспир. Библиография рус. переводов и критич. литературы на рус. языке. 1748-1962. Сост. П. М. Левидова, М., 1964. А. А.