ЧХАНГЫК
										ЧХАНГЫК - корейская нар. муз. драма.  Сочетает  элементы  муз.  драмы чхан, нац. драматич. нар.  представления  -  норымсэ  и  нац.  танцев  - баллим. Восходит к театрализованным интермедиям силласких  хваранов  6-7 вв. Дальнейшее развитие Ч. связано с  деятельностью  средневековых  кор. гистрионов - квандэ, исполнителей лирико-эпич. песенного сказа пхансори. В 17-18 вв. исполнялся  на  открытой  площадке  двумя  квандэ;  один  из них-косу-стоя  исполнял  все  роли,  другой  косу  аккомпанировал  на барабане-пук. Квандэ владели иск-вом декламации, пения, имитации.  В  18 в. известность получили Ха Хан Дам, Чхве Сон Даль и Квон Сам Дык (т.  н. период "трех знаменитых певцов"), в иск-ве к-рых песенное  начало  стало вытеснять драматич. действие. В 19 в. известны выдающиеся квандэ,  среди к-рых- Мо Хын Гап, Сон Хын Нок, Ко Су Гван, Чу Док Ки, Ким Че Чхоль, Пак Ю Чжон и др. (т. н. период "восьми знаменитых певцов").  К  сер.  19  в. были разработаны характерные стили пения: пхенчжо - для передачи чувства радости, ликования, учжо - выражающий торжеств, настроение,  геменчжо  - горе, скорбь. Эти стили основаны на пентатонике; в них  используется  15 различных ритмов, разнообразные темпы. С сер. 19 в. Ч. проникает на проф. сцену.  Превращение  Ч.  в  иск-во нац. оперы принадлежит Син Чэ Хе. Он отредактировал популярные  пхансори ("Сказание о Чхун Хян", "Сказание о Сим  Чхон",  "Сказание  о  Хын  Бо", "Повесть о зайце" и др.), ввел распределение ролей  между  неск.  квандэ (ведущий певец исполнял главные, а др. актеры  -  второстепенные  роли), ввел исполнительниц женских ролей,  воспитав  ряд  талантливых  артисток (Чхэ Сон - первая актриса, выступившая на корейской сцене, Хо Гымпха, Ли Хвачжунсон и др.). Принципы Син Чэ Хе развивала в нач. 20 в. труппа "Хепнюльса"  (Сеул), имевшая филиалы почти во всех провинциях Кореи.  Актеры  и  руководители "Хепнюльса" уделяли  большое  внимание  сценич.  оформлению  спектаклей, применяли  объемные  декорации,  цветовые  и  шумовые  эффекты.  В  т-ре "Хепнюльса" появился просцениум, в муз.  сопровождении  к  бараба-ну-пук были добавлены струнно-щипковый инструмент каягым и флейта-чоттэ. В период подъема  нац.-освободит,  борьбы  корейского  народа  против япон. колонизаторов (30-е гг.) ученики Син Чэ Хе -Ким Чхан Хван, Сон Мал Гап и др. организовали "Корейское об-во по изучению вок. иск-ва" (1933). В трудных условиях колониального режима  Об-во  способствовало  развитию жанра  Ч.  (вместо  ведущего  певца  вводятся  равноправные  участники спектакля и т. д.). После освобождения Кореи Сов. Армией (1945) во всех  провинциях  Сев. Кореи были созданы стационарные т-ры,  ставившие  Ч.  Ведущий  корейский муз. т-р- Гос. художеств. т-р (осн. в 1948 в Пхеньяне), наряду  с  пост. совр.  оперных  спектаклей  (кагык)  и  балетов,  ставит  Ч.  Группа "Хепнюльтан" под рук. композитора АН Ги  Ока,  выделившаяся  из  состава этого т-ра,  основала  Гос.  т-р  нац.  иск-ва  (ГТНИ;  см.  Пхеньянский художественный театр оперы и балета}. Гл. задача  т-ра  -  сохранение  и развитие старинных форм нар. муз. иск-ва и особенно Ч. Этапом в развитии Ч. стал спектакль "Сказание о Чхун Хян" (1952, ГХТ, либр. Пак Тхэ Вон и Чо Ун). Композиторы АН Ги Ок, Пак  Дон  Силь  и  Чо  Сан  Сон  создали партитуру для оркестра нар. инструментов, написали увертюру,  речитативы между ариями. Переход Ч. в оперу определил  спектакль  "Адмирал  Ли  Сун Син", музыка Пак Дон Силя и Чо Сан  Сона,  либр.  Пак  Тхэ  Бона  (1952, ГТНИ). Спектакль содержит большие хоровые и танц.  номера,  нар.  песни. Дальнейшее развитие Ч. связано со спектаклями: "Пэбэни" (музыка Ким  Дин Мена и Ю Дэ Бока, либр. Чо Ен  Чхуля,  1953)  и  "Сказание  о  Чанхва  и Хоннен" (музыка Ким Дин Мена, либр. Ким Ен Пхаля и Чо Ен  Чхуля,  1959). Вместо муз. тем пхансори в этих  спектаклях  использованы  мелодии  нар. песен зап. провинций (т. н. со до мине). В лучших пост. Ч. используются'достижения совр. муз. т-ра и при  этом бережно сохраняются традиц. формы: "Хванхэская песнь"  (музыка  Чон  Нам Хи, Чо Сан Сона и Син Ен Чхоля, либр. Пак Пхаль Яна; 1960), "Новые песни в деревне за рекой" (музыка Ким Дин Мена и Юн  Ен Хвана, либр. Син Го Сона; 1960), "Сон в красном тереме" (музыка  Ли  Мен Сана и Син Ен Чхоля, либр. Чо Ен Чхуля; 1962),  "Сказание  о  Чхун  Хян" (музыка Ли Мен Сана и Син Ен Чхоля, либр. Чо Ен Чхуля; 1964). Среди деятелей совр. Ч.: нар. деят. иск-в композиторы АН Ги Ок,  нар. арт. КНДР певцы и композиторы - Чон Нам Хи, Чо Сан  Сон,  Ким  Дин  Мен; режиссеры - АН Ен Иль, У Чхоль Сон, Чон Су Ен, Ким Ен Хи; дирижеры - Пак Сын Ван, АН Сен Хен; художники - Ча Нам Ин, Пак Чон Рель и др. Лит. (на корейском яз.): Чон Но Си  к,  История  корейского  чхангык, Сеул, 1940; Ким Ч э Чхоль, История корейского театра, Сеул, 1933; Хан  Х е, Очерк истории корейского театра, Пхеньян, 1956. Г. Ли.