БЕРЛИОЗ
										БЕРЛИОЗ (Berlioz), Гектор [11. XII. 1803, Кот-Сент-Андре (Изер),-  8. III. 1869, Париж]-французский композитор и дирижер. Музыке обучался у А. Рейха и Ж. Лесюэра в Парижской  консерватории,  к-рую  окончил  в  1830, полу- чив Рим. пр. В 1830-32 Б. совершенствовался в Италии,  после  1832 жил в Париже, работал как композитор, дирижер  и  критик.  Гастролировал (как дирижер) с исполнением своих соч.  в  Бельгии,  Германии,  Австрии, Венгрии, России (1847, 1867-68), Чехии и  др.  странах.  Один  из  ярких представителей муз. романтизма.  Первая  опера  Б.  "Бенвенуто  Челлини" (1838, "Гранд-Опера", Париж) получила признание  после  того,  как  была исполнена по инициативе Ф. Листа в Веймаре (1852).  Музыка  этой  оперы, утверждающая победоносную силу любви, полна блеска и изящества, отмечена красотой  мелодии  и  неистощимой  фантазией.  Другое  сценич.  произв. Б.-оперная дулогия "Троянцы" на сюжет "Энеиды" Вергилия  (соч.  в  конце 50-х гг.), приближается к операм Глюка, но характеризуется присущими  Б. приемами монументального оркестрового письма. Дулогия состоит  из  опер: "Взятие Трои" и "Троянцы  в  Карфагене"  (частично  пост.  в  1863,  т-р "Лирик" в Париже; полностью-в  1890  в  Карлс-руэ),  отличается  большим количеством  развернутых  симф.  эпизодов.  Последнее  сценич.  произв. Б.-ко-мич. опера "Беатриче и Бенедикт" на сюжет комедии Шекспира  "Много шума из ничего" (1862, Баден-Баден),  написано  в  стиле  франц.  комич. оперы с диалогами. Творчество  Б.  характеризуется  стремлением  к  театрализации  симф. музыки, созданию жанра синтетич. муз. драмы. Эти идеи получили выражение в  ряде  спмф.  соч.  Б.,  по  своему  характеру  приближающихся  к оперно-ораториальной форме (программная  драма-тич.  симфония  "Ромео  и Джульетта", 1839, драматич. легенда "Осуждение  Фауста",  1846).  В  них имеются развернутые арии и ансамбли,  массовые  сцены  с  использованием хора и широким применением речитатива. Попытки постановки  этих  произв. Б. на оперной сцене окончились неудачей. В ряде  менее  значит,  произв. Б.-в музыке к лирич. драме "Лелио, или Возвращение к жизни"  (1832)  для солистов,  хора  и  оркестра,  нашла  воплощение  увлекшая  Б.  идея "ме-лолога",  в  к-ром  сценич.  словесная  декламация  перемежается  и соединяется с муз. номерами. Б. создал новый тип программного романтич. симфонизма, связав  музыку с сюжетами и образами Шекспира, Байрона, Гете и др. Творчество Б. во мн. родственно В. Гюго в литературе и Э. Делакруа -  в  живописи.  Для  него характерно стремление к ярким муз. краскам, страстным, мятежным образам, грандиозным масштабам сочинений и огромным исполнит. составам. Лит. соч.: Memoires, Р., 1870; Literarische  Werke,  Bd  1-10,  Lpz., 1903-1912; в рус. пер.: Мемуары, ч. 1-2, СПБ.  1896,  Дирижер  оркестра, М., 1912; Избранные статьи, Л., 1956. Лит.: Т 1 е г s о t J., Hector Berlioz et la societe de  son  t'rnps, P., 1903; В о с h о t A., L'histoire d'un romantique Hector Berlioz,  v. 1-3, P., 1946-50; P о л л а н Р., Музыканты наших дней.  по.  с  франц., М., 1938; Петухов М-, Гектор Берлиоз о России, СПБ, 1891; С т а с о в В. В., Лист, Шуман и Берлиоз н России, М., 1954; С о .ч л г р т и и с  к  и ii 11 , Гектор Берлиоз, М., 1935; Х о х л о н i; и на А.,  Берлиоз,  М., 1960. J] д/