ЧМШКЯН
										ЧМШКЯН,  Георг  Арутюнович  [7(19).III.1837,  Тифлис,-  28.XII.  1915 (10.1.1916),  Петербург]  -  арм.  актер,  режиссер,  драматург,  театр. деятель. Окончил Арм. духовную семинарию  Нерсесян  и  Рус.  землемерное уч-ще в Тифлисе. Сценич. деятельность начал в 1862  в  Тифлисе.  В  1863 стал  организатором,  режиссером  и  актером  нового  арм.  проф.  т-ра. Ч.-основоположник арм. реалистич. сценич. иск-ва. В своем творчестве  он сочетал романтич. пафос с правдивым  изображением  действительности.  Ч. утверждал на сцене драматургию  Шекспира,  Мольера,  Сундукяна,  Гоголя, Островского,  боролся  против  псевдоисторич.  драматургии  и   ее ложнопатетич. трактовки на сцене. В репертуаре  т-ра  Ч.  были  историч. пьесы, способные воспитывать патриотич. чувства  народа,  он  сам  часто выступал в ролях арм. полководцев: Вартан Мамиконян  (о.  п.  Кареняна), Ерванд ("Сандухт" Терзяна), Аршак ("Аршак Второй" Галфаяна), Самвел  (о. п.  дкимяна)  и  др.  Ч.  играл  драматич.,  трагедийные,  комедийные  и фарсово-водевильные роли. Он считался лучшим исполнителем ролей в пьесах Сундукяна: Масисян  ("Хатабала",  1866),  Ми-каэл  ("Еще  одна  жертва", 1870), Пэпо (о. п., 1871). В этих образах Ч. особенно акцентировал  тему социального протеста. Творч.  дружба  Ч.  и  Сундукяна  -  двух  великих реформаторов арм. т-ра - ознаменовала новый, высший этап  его  развития, характеризующийся утверждением реализма на арм. сцене. Лучшие роли Ч.  в зап.-европ. драматургии: Отелло, Шейлок, Карл  Моор;  Эрнани,  Анд-желло (о. п. Гюго), Сга-нарель ("Лекарь поневоле" Мольера), Жорж Данден (о. п. Мольера). С именем Ч. связано первое  знакомство  арм.  зрителя  с  рус. клас-сич. драматургией. В 1864 он перевел и поставил "Не в свои сани  не садись" Островского, где исполнял роль Вихорева. Затем выступал в  ролях Кречин-ского; Скалозуба ("Горе от ума") и др. Ч. был одним из самых образованных  и  многосторонних  деятелей  арм. т-ра. Он переводил драматич. произведения с рус. и франц. яз., сам писал водевили, бытовые комедии, драмы ("Приглашение на  хаш",  "Вместо  семьи невеста", "В двух семьях" и т. д.). В этих пьесах Ч. затрагивал  вопросы семьи, воспитания. Лучшая из них  -  "Учительница"  (1890),  посв.  теме равноправия женщины в обществе. Со своей труппой Ч. побывал почти во  всех  городах  Закавказья,  где проживали преим. армяне, популяризировал сценич.  иск-во  среди  широких масс. В 1879 ездил в Константинополь (Стамбул) и пригласил  П.  Адамяна, Си рану йш и др. выдающихся арм.  актеров  Константинопольского  т-ра  в свою труппу. Ч. часто  выступал  в  печати  со  статьями,  рецензиями  и воспоминаниями об арм. т-ре. Его иск-во  было  насыщено  прогрессивными, освободит, идеями, выражало лучшие черты арм. народа. Соч.: Воспоминания (на арм.  яз.),  Ер.,  1953.  Лит.:  Арутюнян  С., Геворг Чмшкян, Ер., 1960 на арм. яз.). Б. А.