БЕРЛИНЕР АНСАМБЛЬ
										"БЕРЛИНЕР АНСАМБЛЬ" (Berliner Ensemble)- один из ведущих театров ГДР. Осн. писателем Б. Брехтом и актрисой Е. Вейгелъ  в  Берлине  в  1949.  В состав т-ра вошли актеры берлинского Немецкого т-ра, а также  Цюрихского драм. т-ра, бывшие вместе с Брехтом в эмиграции. Брехт стремился создать т-р, к-рый своей деятельностью будет способствовать формированию  нового человека социалистич. общества, борьбе за мир (эмблемой "Б. а." является "Голубь мира" Пикассо). И янв. 1949  состоялась  премьера  пьесы  Брехта "Мамаша Кураж и ее дети" (пост еж. Э. Энгель под рук. автора). Спектакль имел большой успех,  постановщики  и  исполнители  гл.  ролей  (Кураж  - Вейгель, Катрин - Хурвиц)  были  удостоены  Нац.  премий.  В  1954  этот спектакль получил  1-ю  премию  на  Всемирном  театральном  фестивале  в Париже. В репертуар т-ра вошли пьесы Брехта, произв. мировой классики, лучшие пьесы сов., нем. и др. прогрессивных сов р. драматургов. "Б.  а."  пост. большинство пьес Брехта: "Мамаша Кураж  и  ее  дети"  (1949),  "Господин Пунтила и его слуга Матти"  (1949),  "Мать"  (1951,  по  мотивам  о.  п. Горького), "Винтовки Тересы Каррар" (1952),  "Кавказский  меловой  круг" (1954), "Жизнь Галилея" (1956),  "Добрый  человек  из  Сезуана"  (1957), "Страх и отчаяние в Третьей  империи"  (1957),  "Восхождению  Артуро  Уи можно  было  помешать"  (1959),  "Трехгрошовая  опера"  (1960).  Среди спектаклей т-ра: "Васса Железнова"  (1949);  "Бобровая  шуба  и  Красный петух" по Гаупт-ману (1951), "Гувернер" Ленца (1950), "Разбитый  кувшин" Клейста (1952), "Кремлевские куранты" (1952); "Пра-Фауст" Гете (1952), "Кацграбен" Штритматтера (1953), "Дон  Жуан" Мольера (1953), "Воспитанница" Островского  (1955),  "Трубы  и  литавры" Фаркера (1955), "Герой западного мира"  Синга  (1956),  "Оптимистическая трагедия" (1958) и др. В художеств. практике "Б.  а."  получила  творч.  претворение  теория "эпич. т-ра" Брехта, к-рой коллектив "Б. а." стремится следовать и после смерти ее создателя. В основе искусства "Б. а." - активное  обращение  к мысли, интеллекту зрителя. Спектакли "Б. а." отличаются ярко  выраженной социальной направленностью, остротой  и  выразительностью  режиссерского решения, образным лаконизмом  дек  о-рац.  оформления  (художники  -  К. Аппен, Т. Отто, Г. Кильгер и др.). В  спектаклях  "Б.  а."  используются сценич. приемы театр. иск-ва др. народов (напр., маски). До 1954 "Б. а." не имел своего помещения и работал гл. обр. в  здании Немецкого т-ра, а также гастролировал  в  ГДР  и  др.  странах.  С  1954 работает в здании "Т-ра ам Шиффбауэрдамм". "Б. а." гастролировал в  СССР (1957), Франции, Англии, ФРГ, Венгрии,  Чехословакии.  В  труппе  театра (I960): Е. Вейгель, возглавляющая "Б. а." и после смерти Б. Брех' та, Э. Буш, Э. Гешоннек, А. Хурвиц, Р. Люц, Э. Шалль и др. Лит.: Brecht В., Aufbau einei Rolle, В., 1956-58; Theaterarbeit, Dresden, 1952;БражкоЗ., Последний спектакль  Бертольда Брехта, "Сообщения Ин-та истории искусств  АН  СССР",  1957,  .ј  10-11; "Театр", 1957, ј 8 (статьи о гастролях "Б. а." в СССР); Э т к и н д  Е., Театр Бертольда Брехта, "Нева", 1957, ј 8; Захава Е.,  Сила  и  слабость театра Брехта, "Знамя", 1957, ј 8.