БЕРЛИН
										БЕРЛИН (Berlin) -  политический,  экономический  и  культурный  центр Германии, столица Германской Демократической Республики. Первыми зафиксированными театр. представлениями в Б. были религиозные представления монахов-францисканцев в "Сером монастыре" 14 в. В нач.  16 в.  при  королевском  дворе  начали  регулярно  выступать  "английские комедианты" и  итал.  певцы.  В  1690  состоялось  первое  представление нем.зингшпиля "Актер" Бессера. В 1700 открываются два постоянных т-ра на Брайтер-штрасе  и  Постштрасе,  в  к-рых  играли  иностранные  актеры, преимущественно французские. Прусский король Фридрих I вводит при  дворе оперу. Фридрих II при восхождении на престол заявил, что "Берлин  должен стать театральной столицей".  7  дек.  1742  пост.  оперы  "Клеопатра  и Цезарь" (либр. Ботарелли, муз. Грауна) был  открыт  выстроенный  по  его приказу на Унтер-ден-Линден т-р "Оперы" (директор И. Шене-ман). Закрытый в период Семилетней войны, он  вновь  начал  функционировать  с  1764  в здании на Береншт-расе. Опериая труппа ставила произ! еюния нем. и итал. .композиторов. После скончания Сем.илетней войны в 1764 открываются  два т-ра на Монбижуплац и на Беренштрасе. Владельцем последнего  стал  актер из труппы Шенемана Ф. Д/г/ж-младший, передавший в 1771 управление  т-ром Г. Коху. Владельцем т-ра на Монбижуплац с 1769  становится  К.  Деббельн к-рый в 1775 приобретает т-р и на Беренштрасе. В 1776 на Жандарменмаркте открылся придгорный т-р франц. комедии. С  1787  т-р  получает  название Королевского национального т-ра. С 1785 директором т-ра был Деббелин.  В 1794-96 т-ром руководит И.  Флекк,  с  1796  на  пост  генерал-директора назначается А. В. Иффланд. Он пополняет  труппу  талантливыми  актерами, среди к-рых был Л. Девриент. В  т-ре  ставились  произведения  Лессинга, Гете, Шиллера и мещанские драмы А. Коцебу и Иффланда. В 1811 Королевский национальный  т-р  переименовывается  в  Королевский  драматический  т-р (носит  это  название  до  1918)  и  вместе  с  Королевской  оперой  на Унтер-ден-Линден управляется единым директором.  После  смерти  Иффланда директором становится К.  Брюль.  Здесь  утверждался  национальный  нем. репертуар, чему  способствовали  также  поостановки  "Вольного  стрелка" Вебера (1821) и опер Моцарта. Развитие театр. жизни Б. тормозилось придворной монополией на оперные и драматич. спектакли. После 1848 появляются  частные  т-ры,  среди  них "фридрих-Вильгельмштадтский т-р" на Шуманштрасе (1848) и опера в  здании ресторана А. Кролля в Тиргартене (1850). Но в течение долгого времени Б. не мог стать подлинно театр. центром страны. Лишь превращение Германии в единое государство и провозглашение Б.  ее  столицей  (1865)  определило значение этого города как театр. центра. "Положение о  свободе  ремесел" (1869) ликвидировало королевскую монополию. В начале 80-х  гг.  появился ряд крупных т-ров. В 1883 группа известных актеров (Л. Барнай, Ф. Гаазе, А. Ферстер, 3. Фридман и др.) под рук. А. Л'Аррон-жа создала в помещении быв.  "Фридрих-Вильгельм-штадтского  т-ра"  Немецкий  т-р.  Через  год товарищество распалось,  и  директором  т-ра  стал  Л'Арронж.  На  сцене Немецкого т-ра впервые раскрылось дарование таких актеров, как И. К а йн ц и А. Зорма. В 1888  Барнай  открыл  "Берлинский  т-р".  О.  Блюменталь организовал  "Лессинг-театр".  Опера,  начавшая  свое  существование  в ресторане Кролля,  превратилась  в  один  из  ведущих  т-ров  и  успешно конкурировала с придворной "Оперой" (ныне "Городская опера" в Зап. Б.). На  рубеже  19-20  вв.  Б.  превращается  в  подлинный  театр.  центр Германии. Активизация  соц.-демократич.  движения  обусловила  появление организации (союза) "Свободная  народная  сцена"  ("Фрейе  фольксбюне"), основанной в 1890 группой театр. и обществ, деятелей  по  инициативе  Б. Вилле, Ф. Меринга и др. "Свободная народная сцена" ставила  своей  целью вовлечь  в  т-р  широкие  массы  трудящихся.  В  1889  О.  Брам  создает "Свободный т-р" ("Фрейе бюне"). Этот т-р утверждал в нац. сценич. иск-ве принципы натурализма.  Здесь  были  пост.  пьесы  Гауптмана,  Золя,  бр. Гонкур. Брам обращался  к  Гоголю,  Толстому,  Хеббелю,  Ибсену.  Успехи "Свободного т-ра" побудили Л'Ар-ронжа сдать Браму в аренду Немецкий  т-р на 10 лет (1894-1903). Здесь выступали Кайнц и  Зорма,  Р.  Рит-нер,  Э. Рейхер, Э. Леман, О. Зауэр, Р. Бертенс, М. Рейнхардт, А.  Бассерман,  Ф. Кайслер и др. На позициях, близких  к  деятельности  "Свободного  т-ра", стоял  "Шиллер-театр"  (организатор  и  руководитель  Р.Левенфельд). Следующий этап театральной жизни  Б.  связан  с  именем  М.  Рейнхардта, творчество к-рого во многом расширяло принципы,  выдвинутые  Бра-мом.  В 1902 он создал "Новый т-р", а затем приобрел "Малый т-р", где были пост. "На дне", "Сон в летнюю ночь" и др. спектакли. Л'Арронж порвал  контракт с  Брамом  и  вскоре  продал  Нем.  т-р  Рейнхардту  (Брам  переходит  в "Лессинг-театр", где работает до 1912). В  1905-14  Рейнхардт  ставит  в Немецком т-ре ряд выдающихся спектаклей  (Шекспира  и  нем.  классиков), осуществляет  в  т-ре  "Камерная  сцена"  "Каммершпиле",  осн.  в  1906) экспериментальные и камерные спектакли. У Рейнхардта работают крупнейшие драматич. актеры Германии (А. Бассерман, Р. Шильдкраут, Р.  Бертенс,  Ф. Кайслер, Э. Винтер-штейн, А. Зорма и др.). Он привлек молодых в то время акторов А. Моисеи, П.  Вегенера,  Т.Дюрье,  X.  Васмана  В.  Крауса,  Т. Эйзолъдт, X. Вангелъ и др.  В  нач.  20  в.  в  Б.  появляются  еще  два значительных т-ра. В 1908  режиссер  Р.  Валлентин  организовал  т-р  на Кениг-грецерштрасе,  переименованный  в  1911   в   "Хеббелъ-театр" (руководители Р. Бернауэр и К. Мейнхардт). В 1914 театр. союз "Свободная народная сцена" завершил  постройку  большого  театр.  здания  (арх.  О. Кауфман), в к-ром начал  работать  Народный  т-р  ("Фольксбюне").  После первой мировой войны господствующим  направлением  т-ров  Б.  становится экспрессионизм.  Центр,  место  в  театр.  жизни  занимает  Гос.  (быв. Королевский)  т-р  под  руководством  Л.  Йеснера  и  т-р  "Трибуна" (руководитель К. X. Мартин}. В  период  Веймарской  республики  (1919-33)  развивается  и  ширится движение революционного рабочего т-ра, к-рое  представлял  "Политический т-р Э.  Пискатора  и  сТ-р  ам  Шиффбауэрдамм"  Б.  Брехта.  Большинство профессиональных и самодеятельных  коллективов  революционного  рабочего т-ра работали под непосредственным руководством коммунистической партии. Многие из них  не  имели  постоянного  помещения  (напр.,  "Т-р  молодых актеров", гастролировавший в конце 20-х гг. в  СССР)  и  вынуждены  были выступать в различных т-рах и залах, даже на улице и во дворах. Приход к власти фашистов в 1933 приводит т-р к упадку. Многие крупные драматурги  и  режиссеры  эмигрировали  за  границу.  Война  привела  к уничтожению ряда театр. зданий. В первые же дни после  разгрома  фашизма театр. жизнь Б. начала восстанавливаться. Первым 7 сент.  1945  открылся Немецкий т-р, возглавлявшийся Г. Вангенхеймом; с участием П. Вегенера  и Э. Винтерштейна  была  показана  премьера  запрещенной  фашистами  пьесы "Натан  Мудрый"  Лессинга.  8  сент.  1945  в  помещении  Адмиралпаласта возобновила свою  деятельность  Немецкая  гос.  опера  (руководитель  Э. Легаль). С 1949 Б.-столица ГДР (1 100 тыс. жит. на 1958).  Западная  часть  Б. (2223,8 тыс. жит. на 1958) имеет особый статус. В столице  ГДР  работают  т-ры:  Немецкая  гос.  опера  (руководитель Букхардт) (в 1956 здание этого т-ра было  восстановлено);  "Каммершпиле" (в 1946 здание было восстановлено) и Немецкий т-р (руководитель т-ров В. Лангхофф) Народный т-р ("Фольксбюне") с 1953 работает в  восстановленном здании Народного т-ра на Люксембургплац (в 1947 был  создан  "Нем.  союз т-ров народной  сцены",  к-рый  руководит  берлинским  Народным  т-ром); "Комигие опер"; с 1949 работает "Берлине? ансамбль" (создатели Б.  Брехт и Е. Вейгелъ), выступавший сначала на  сцене  Немецкого  т-ра,  а  затем получивший помещение "Т-ра ам  Шиффбауэрдамм";  с  1950  в  Б.  работает первый  в  Германии  т-р  юного  зрителя  под  назв.  "Театр  дружбы" (руководитель  И.  Роденберг);  с  1952  -  Т-р  им.  Максима  Горького (руководитель М. Валлентин, см. Берлинский театр им. Максима  Горького); оперетта - "Метрополь-театр". В Зап. Б. работают т-ры: "Хеббель-театр" (руководил  до  1947  К.  X. Мартин,  после  смерти  к-рого  т-р  утратил  свое  ведущее  положение); "Шлоспарк-театр"  и  "Шиллер-театр"  (руководитель  т-ров  Б.  Барлог); "Комедия", "Т-рам Курфюрстендамм", "Трибуна", Городская опера. Лит.:  PlumickeC.M.,  Entwurf  einer  Theatergeschichte  von  Berlin, B.-Stettin, 1781; H а г d e n M., Berlin  als  Theater  Hauptstadt,  B., 1888; Linsemann Р., Die  Theaterstadt  Berlin,  B.,1897;  Weddingen  0., Geschichte der Berliner Theater, B., 1899; Jacobsohn S.. Das Theater der Reichshauptstadt B., 1904; S t u m с k e H., Die Berliner  Theater,  B., 1907; J h e r i n g H., Theaterstadt Berlin, B., 1948; W a h-m a n  Gr., Berlin. Stadt der Theater, B., 1957. Cm. P., B. 1С.