ЧЕХОВ
										ЧЕХОВ,  Антон  Павлович  [17(29).1.1860,  Таганрог,-  2(15).VII.1904, Баденвейлер (Германия),  похоронен  в  Москве]  -  рус.  писатель.  Лит. деятельность начал, занимаясь на медицинском ф-те Моск.  ун-та.  С  1880 печатал  юмористич.  рассказы.  В  творчестве  Ч,  отразились  обществ, порядки, нравы  и  настроения  пред-революц.  эпохи  и  прежде  всего  - нравственный мир, гражданская неудовлетворенность, идейные искания  рус. интеллигенции. В своих  повестях  и  драмах  Ч.  воплотил  идеи  свободы личности, раскрепощенности мысли и чувства, непосредственного и  полного восприятия  мира,  широкого  и  гармоничного  нравственного  развития человека. В них выражен  протест  против  всего,  что  мешает  человеку, "одаренному разумом и  творческой  силой",  жить  достойно  его  самого. Осуждая социальную атмосферу совр. ему России, Ч. выступал против любого угнетения личности, рабства политического и духовного. Интерес Ч. к драматургии  и  т-ру  сказался  уже  в  гимназнч.  годы. Будущий писатель часто бывал в таганрогском  т-ре,  принимал  участие  в домашних спектаклях,  где  разыгрывались  сочиненные  им  самим  сценки, отражавшие таганрогскую жизнь. В начале 80-х гг. Ч. написал т. н. "Пьесу без  названия",  представляющую  собой  еще  довольно  неумелую  попытку охарактеризовать  нравы  интеллигенции,  показать  людей,  лишенных возвышенных целей (пьеса была извлечена из чеховских рукописей и в  1923 опубликована; впоследствии ставилась на сцене под названием "Платонов"). На рубеже 80-90-х гг. Ч. создал несколько драматич. этюдов и  водевилей: "О вреде табака" (1886), "Лебединая песня" ("Калхас",  1887),  "Медведь" (1888), "Свадьба" (1889), "Трагик  поневоле"  (1889),  "Юбилей"  (1891). Нек-рые из них были с успехом поставлены  столичными  т-рами  России,  а также на провинциальных  сценах.  Впоследствии  "Свадьбу"  пост.  Е.  Б. Вахтангов  (1920),  а  в  Т-ре  им.  Мейерхольда  чеховские  водевили ("Предложение", "Юбилей", "Медведь")  были  соединены  в  спектакль  "33 обморока" (1935). Обновляя жанр водевиля, Ч. отказался от хитросплетений интриги, традиционных куплетов  и,  опираясь  на  свой  опыт  в  области юмористического  рассказа,  достиг  предельной  яркости  и  компактности диалога. Во 2-й пол. 80-х гг. появились пьесы  "Иванов"  (1887-89)  и  "Леший" (1889). Поев. острым граждан-ско-нравств. проблемам жизни интеллигенции, они подготовляли зрелую драматургию  писателя.  Комедия  "Леший"  (пост. 1889, Т-р Абрамовой, Москва), не имевшая успеха на сцене  и  считавшаяся Ч. неудачной, была использована при создании пьесы  "Дядя  Ваня".  Драма "Иванов-" шла на сценах Т-ра Корша в Москве (1887, в гл. роли - Давыдов) и Александрин-ского т-ра в Петербурге (1889, Иванов -  Давыдов,  Саша  - Савина, Сарра - Стрепетова) и вызвала оживленную полемику  в  печати.  В образе Иванова отразились симпатии Ч. к той части  интеллигенции,  к-рая пыталась  проявить  обществ,  активность.   Но.   рисуя   душевную неуравновешенность и идейную неустойчивость своего  героя,  Ч.  показал, что его идеи были основаны не на трезвом понимании  действительности,  а на  туманных  мечтах,   на   юношеской   ро-мантич.   экзальтации, субъективистских  иллюзиях.  В  этой  пьесе  Ч.  осуждал  не  только обывательское  перерождение  и  примирение  с  действительностью,  но  и бесперспективный  протест  против  нее,  связанный  с  одержимостью, фанатизмом. В 1895-1903 Ч. создал крупнейшие драм. произв.: "Чайка", "Дядя Ваня", "Три сестры", "Вишневый сад". Герои  этих  пьес мечтают о полноте жизни, хотят сделать свое  существование  осмысленным. Показывая, как жизненные обстоятельства препятствуют осуществлению  этих стремлений, Ч. своим творчеством объективно  утверждал,  что  не  только социально-бытовой уклад, но и вся обстановка политического  угнетения  в России порождала  культурную  отсталость,  рутину,  казенщину,  всеобщую гражданскую приниженно сть. В глубоком разладе с действительностью находятся герои пьесы  "Чайка" (1895-96). Их характеры и судьбы наводят  на  мысль,  что  люди  истинно творческие обречены на одиночество,  заблуждения,  мучительные  кризисы. Треплев, с его искренней враждебностью  к  рутине,  с  навязчивой  идеей "новых  форм"  и  интересом  к  вселенским  абстракциям,  со  временем убеждается, что зашел в тупик. Нина Заречная, к-рая все-таки нашла  свое призвание, обречена  судьбой  на  страдания,  житейскую  неустроенность. Творчество Тригорина оказывается односторонним и фальшивым, т. к. оно не раскрывает  глубоких  конфликтов  современности,  построено  на  лит. стандартах. Лишь Арка-дина,  любящая  больше  всего  себя  в  искусстве, благополучна и довольна. Пост. в 1896 на  сцене  Александрийского  т-ра, "Чайка", несмотря на тонкую, одухотворенную игру В.  Ф.  Комиссаржевской (роль Нины Заречной была одной из лучших в репертуаре  актрисы),  успеха не  имела:  для  традиционной  режиссуры  чеховский  драматургич.  стиль оказался  недоступным.  Подлинное  "открытие"  этой  пьесы  принадлежало молодому Моск. Художеств, т-ру. Спектакль, пост.  в  1898  в  МХТ  (реж. Немирович-Данченко  и  Станиславский;  Аркадина  -  Книппер,  Треплев  - Мейерхольд,  Нина  -  Роксанова,  Маша  -  Лилина,  Шамраев  -  Артем), знаменовал собой рождение нового театра и сложившегося при пост. пьес Ч. особого стиля  игры  -  психологически  тонкой,  сдержанной,  передающей малейшие оттенки настроений и вместе с тем эмоционально напряженной. Выдвигая в "Дяде Ване" (большинство литературоведов относит  пьесу  к 1896) в качестве ведущего сюжетного мотива  разочарование  в  профессоре Серебрякове близких ему людей (Войницкого, Елены  Андреевны,  Сони),  Ч. предостерегал от слепой, недостойной мыслящего человека приверженности к ходячим  мнениям  и  признанным  авторитетам.  Изображая  Серебрякова человеком бездарным и черствым, Ч. отрицал и  осуждал  его  общественную позицию, низводя с пьедестала современных ему  либеральных  доктринеров. Серебрякову, а отчасти  и  его  почитателям,  противопоставлен  в  пьесе труженик и мечтатель Астров. В образе Астрова воплотились горькие размышления Ч. о том,  что  люди пытливой мысли, чувствующие себя ответственными за судьбы  общества,  не могут найти достойного применения своим силам. В окт. 11899 пьеса  "Дядя Ваня" была пост. в МХТ (реж. Станиславский и Немирович-Данченко;  Астров - Станиславский, Соня  -  Лилина,  Елена  Андреевна  -  Книп-пер-Чехова, Войницкий - Вишневский, Вафля - Артем и др.). Для  МХТ  написана  пьеса  "Три  сестры"  (1900,  пост.  1901,  реж. Станиславский, Немирович-Данченко, Лужский; Маша - Книппер-Чехова, Ирина - Андреева, Ольга - Савицкая, Наташа-Лилина, Вершинин - Станиславский  и др.). В образах се-.стер Прозоровых, Тузенбаха и Вершинина Ч. показал  ; демократически мыслящую интеллигенцию, мечтавшую  о  труде,  исполненном "поэзии и  мыслей".  В  пьесе  слышится  отдаленное  предвестие  событий революции  1905  (монолог  Тузенбаха  в  1-м  акте).  Одухотворенности, благородству этих людей, стремящихся к осмысленному существованию, но не находящих в  жизни  достойного  для  себя  места,  недовольных,  ищущих, разочарованных, Ч. противопоставил  атмосферу  бездуховности,  пошлости, серости провинциального быта. Пьеса "Вишневый сад" (1903), тоже предназначенная для  МХТ  (пост.  в янв.  1904,  реж.  Станиславский  и  Немирович-Данченко;  Раневская  - Книппер-Чехова, Аня - Лилина, Лопахин - Леонидов, Гаев -  Станиславский, Трофимов - Качалов и др.), как бы подводит итог многолетним раздумьям Ч. о судьбах рус. культуры. Здесь писатель выходит за пределы привычной для него темы интеллигенции. Показывая обаятельных, по-своему интеллигентных помещиков  Раневскую  и  Гаева,  Ч.  в  то  же  время  подчеркивает  их беспечность, легкомыслие, привычку  жить  за  чужой  счет.  Развенчивает также писатель и бурж. дельца Лопахина, претендующего на роль  строителя новой жизни. В образе Пети Трофимова, демократически мыслящего студента, отразились надежды Ч. на новое поколение, а вместе  с  тем  и  сомнение, сумеет ли оно привести Россию  к  свободе  и  счастью.  Изображая  своих героев людьми неустроенными и  жалкими,  чу-дакамм  и  "недотепами",  Ч. будил  тревожную  мысль  о  том,  что  все  человечески  ценное  в  его современниках по-прежнему находится в противоречии с условиями бытия.  В то же время обилие комич. эпизодов придает пьесе мажорный тон, побуждает воспринимать  неурядицы  в  доме  Раневской  как  предвестие  близких  и благотворных сдвигов. В пьесах Ч. сказалось его трезво-критич. отношение  к  интеллигенции. Возвышенные мечты героев  Ч.  носят  лирически-созерцательный  характер. Между их высокими романтич. помыслами и реальными намерениями  возникает резкое несоответствие. Действ. лица пьес Ч. предстают  перед  враждебной им действительностью беспомощными и беззащитными. Это находит  выражение в их наивных надеждах на полноту личного счастья, в сетованиях, жалобах, тревожных излияниях, горьких шутках,  язвительных  замечаниях.  Глубокий драматизм судеб своих героев Ч. облекает  в  форму  скорбно-иронического лиризма, но и в то же время пьесы Ч. выражают не только сострадание,  но и уважение писателя к той  части  интеллигенции,  к-рая  сумела  устоять против духовного  рабства  и  обывательщины.  Герои  пьес  Ч.  стремятся обрести "сверхличный" смысл  существования,  подчинить  его  общественно значимой  идее.  И  "обертоном"  их  внутр.   жизни   становятся. возвышенно-романтич. умонастроения, к-рые от пьесы  к  пьесе  становятся все  богаче,  содержательнее,  глубже  (особенно  заметно  это  в  "Трех сестрах"). Внешняя пассивность героев Ч. таит в себе внутр.  активность. В их душах  не  прекращается  трудная  борьба:  стремясь  избавиться  от необоснованных,  иллюзорных  надежд  и  увидеть  мир  без  прикрас,  они одновременно сопротивляются отчаянию, к к-рому их ведут крушение иллюзий и познание бытия. Зрелые пьесы Ч. не укладываются в традиц. систему драматич. жанров. В них нет присущего жанру  драмы  резкого  противопоставления  одного-двух героев окружающей их среде, резких столкновений и  борьбы,  раскрывающих формирование характеров. Не являются пьесы Ч. и комедиями,  в  привычном смысле слова. Вслед за Горьким  совр.  литературоведы  нередко  наз.  их лирич.  комедиями.  Обращение  Ч.  к  конфликтам  предреволюционной действительности, крайне сложным и острым, обусловило  разработку  новых принципов  построения  драмы.  Если  в  традиционных  драматич.  жанрах источником противоречий в жизни героев были постоянно менявшиеся по ходу действия  взаимоотношения  между  ними,  то  у  Ч.  характеры,  судьбы, умонастроения  героев  находятся  в  непосредственной  связи  с  общей атмосферой современного им бытия. В отличие, напр., от  Островского,  Ч. акцентировал не сами по себе попытки людей достигнуть  каких-то  частных житейских  целей,  а  их  настойчивое  стремление  познать  собственную жизненную миссию, обрести возвышенную цель бытия, найти достойное  дело. Вследствие этого драматич. переживания персонажей порождаются  гл.  обр. не преходящими столкновениями характеров, а  длительными  и  устойчивыми жизненными  положениями.  Гражданская  неудовлетворенность  становится личной драмой и овладевает героями Ч. независимо от того, что происходит с ними в каждый отдельный  момент.  В  связи  с  этим  сюжетная  интрига утрачивает организующее значение и уже не сосредоточивает  в  себе  осн. противоречий  судеб  героев:  исчезают  традиц.  завязки,  перипетии, развязки, единый, "сквозной" конфликт между действ, лицами. Происходящее на сцене в большинстве случаев не знаменует  "поворотных"  моментов,  не означает перехода героя от одного жизненного этапа к другому. В произв. Ч. ослаблена динамика волевых действий героев. В его пьесах мало  традиционных  диалогов-схваток.  Преобладающей  стихией  являются диалоги-беседы,  т.  е.  простой  обмен  репликами:  человек  делится  с собеседником своими мыслями, не совершая к.-л.  поступков.  Динамичность пьес Ч. связана с постоянной изменчивостью  душевных  состояний  действ. лиц. Настроения и эмоциональные раздумья  персонажей  проявляются  в  их реакции на окружающее. Мелкие бытовые подробности становятся у Ч. своего рода  поводами  для  выражения  человеческих  чувств.  При  этом  каждое душевное движение  героя  обусловлено  двояко:  внутренне  -  его  общим тяжелым состоянием, внешне - какой-либо бытовой  частностью.  Утонченные эмоциональные реакции героев сближают Ч. с  писателями-импрессионистами. Но мимолетные ощущения и впечатления  для  Ч.  не  объект  отражения,  а художеств. средство выявления идейно-нравственных исканий современников. Раскрытие  сложного  мира  настроений  героев  потребовало  от  Ч. разработки т. н. "подтекста"- косвенного обнаружения переживаний  героев в их высказываниях. В диалогах-беседах персонажей его пьес важен скрытый эмоциональный смысл, к-рый  не  совпадает  с  внешним,  предметно-логич. значением высказывания, а иногда  даже  ему  противоречит.  При  наличии "подтекста" огромную роль приобретает сти-листич. окраска реплик. Для Ч. характерна  стилистика  контрастного  сопоставления  речевых  стихий: будничные, разговорные выражения  и  интонации  постоянно  чередуются  с поэтически  возвышенными.  Это  достигается  широким  использованием эмоциональной лексики, тропов, инверсий,  риторич.  вопросов,  повторов, нагнетанием  однородных  членов  предложения.  Благодаря  новым  приемам организации  драматургич.  действия  сюжеты  пьес  Ч.  становились монолитными, цельными; они характеризовались  не  причинно-следственной, не  внешней,  а  ассоциативной,  внутренней  связью  между  репликами, диалогами,  эпизодами,  актами.  Композиция  пьес  Ч.  определяется изменениями общего эмоционального строя изображаемой им жизни. Выступая  в  качестве  драматурга,  Ч.  принимал  живое  участие  в постановках своих пьес на сцене Художественного т-ра. Он вел интенсивную переписку с режиссерами и актерами, давал советы и в  то  же  время  при доработке пьес принимал во внимание адресованные ему  суждения.  Нек-рые роли в "Трех сестрах" и "Вишневом саде" созданы с учетом данных актеро'в этого т-ра. Ч. неоднократно выступал в качестве  помощника  и  советчика современных ему драматургов. Появление драматургии Ч. было подготовлено  предшествующим  развитием лит-ры. Уже  Тургенев  и  Островский  нередко  предпочитали  углубленную психологич. разработку характера острым и динамичным интригам, прибегали к "контрапунктическому" чередованию эпизодов, использовали прием,  к-рый позднее  стали  называть  "подтекстом".  В  какой-то  мере  подготовляла творчество  Ч.  и  зап.-европ.  драматургия  конца  19  в.  (с  большим интересом, хотя и критически, относился Ч. к творчеству  Г.  Ибсена,  М. Метерлинка) и  рус.  писатели  80-нач.  90-х  гг.  ("Иванов"  и  "Чайка" проблематикой и  своими  сюжетными  мотивами  напоминают  нек-рые  пьесы современных Ч. авторов). Но именно творчество Ч. знаменовало радикальный сдвиг в истории драматургии и т-ра. Его пьесы опровергают ряд  положений теории  драмы,  считавшихся  незыблемыми  (принципы  единства  внешнего конфликта, волевой активности драматич. героя, стремительности  развития действия), и тем самым открывают перед драматургией  широкие  горизонты. Влияние Ч. сказалось на творчестве драматургов нач. 20 в.  (М.  Горький, Л. Андреев). Традиций Ч. развивают и сов. драматурги (М. А. Булгаков, А. Н. Афиногенов, А. Н. Арбузов, В. С. Розов, А.  М.  Володин).  Художеств, опыт Ч. сказался и в творчестве зарубежных драматургов (Б.  Шоу,  О'Нил, Л. Хелман, Дж. Пристли и др.). Драматургия Ч. оказала большое воздействие на развитие театр. иск-ва. При жизни писателя его  пьесы  ставились  не  только  в  МХТ,  но  и  на провинциальных сценах. Впоследствии они стали  важной  предпосылкой  для формирования  системы  Станиславского  (см.  Станиславского  система), способствовали углублению психологич. разработок  характеров  в  сценич. иск-ве, активизации театр. режиссуры,  перенесению  акцента  с  внешней, событийной стороны действия на  раскрытие  "жизни  человеческого  духа". Драматургия  Ч.  помогла  театральному  иск-ву  изжить  условно-патетич. декламацию, овладеть эмоциональным содержанием разговорной речи, бытовой жестикуляции. Выдающимся явлением сов. театр. иск-ва  стал-спектакль  В. И. Немировича-Дан-ченко "Три  сестры"  (1940),  в  к-ром  играли  Хмелев (Тузенбах),  Тарасова  (Маша),  Еланская  (Ольга),  Степанова  и  Гошева (Ирина), Болдуман (Вершинин),  Ливанов  (Соленый),  Грибов  (Чебутыкин), Станицын (Андрей Прозоров), Георгиевская (Наташа), В. А. Орлов (Кулыгин) и др. Этот спектакль,  характеризовавшийся  исключительной  целостностью ансамбля, органически сочетавший масштабность  обобщения  с  психологич. глубиной,  на  протяжении  многих  лет  пользовался  большим  успехом  у публики. К числу крупных достижений сов. т-ра  принадлежит  образ  Войницкого, созданный в 1947 Б. Г.  Добронравовым  в  новой  постановке  МХАТ  "Дяди Вани". Строго следуя драматургич. принципам Ч., прибегая к  скупой,  как бы  намекающей  жестикуляции,  используя  будничные  интонации,  актер раскрывал чувства героя в их предельной напряженности.  Разочарования  и порывы дяди Вани  становились  в  его  исполнении  высокой,  исполненной трагизма страстью. Среди наиболее значительных  чеховских  спек  таклей: "Вишневый сад" в Т-ре им. Франко в  Киеве  (1946,  реж.  К.  П.  Хохлов; Раневская - Ужвий), в Т-ре им. Сундукяна в Ереване  (1951,  реж.  В.  М. Аджемян), "Дядя Ваня" в Ленингр. т-ре драмы им. Пушкина (1946),  в  Узб. т-ре им. Хамзы в Ташкенте (1957. в загл. роли - Ш. Бурханов), в Т-ре им. Леси Украинки в Киеве (1960, в загл. роли - Романов), ".Иванов" в  Моск. т-ре им. Пушкина (1955, в загл. роли- Б. Смирнов) и Малом  т-ре  (1960), "Три сестры" в т-ре "Эстония" в Таллине (1948, реж. и  исполнитель  роли Вершинина - Лаутер), в Ленингр. Большом драм. т-ре  (1965,  реж.  Г.  А. Товстоногов) и др. Художеств, принципы Ч. и Станиславского получили развитие не только в рус., но и зап.-европ. т-ре. Драмы Ч. прочно вошли в  репертуар  сов.  и зарубежных т-ров. Еще при  жизни  Ч.  его  пьесы  ставились  за  рубежом ("Медведь", 1905, Малый т-р, Берлин, реж. М. Рейнхардт;  "Чайка",  1902, Бреславль, н др.). Всемирной популярности Ч. способствовала поездка  МХТ за границу в  1906.  Особенно  резко  возрос  интерес  к  пьесам  Ч.  на протяжении  двух  последних  десятилетий.  Наиболее  значительны  пост., осуществленные Ж. Питоевым, сначала в Швейцарии, затем во Франции ("Дядя Ваня" и "Чайка", 1921), Ж.-Л. Бар-ро во Франции ("Вишневый сад",  1944), в Италии Л. Висконти ("Три сестры", 1952). К Ч.  неоднократно  обращался англ. театр "Олд Вик"; в 40-50-х гг. в  Англии  и  др.  странах  большой популярностью пользовался спектакль "Дядя Ваня" с участием Л.  Оливье  и Р. Ричардсона. Значит, место занимают чеховские роли в репертуаре  англ. актера Дж. Гил-гуда. Ч. стал одним из  самых  репертуарных  драматургов. Его пьесы  ставятся  в  странах  народной  демократии,  Зап.  Европы,  в Америке, Японии, па Цейлоне. Произв. Ч.  часто  исполнялись  и  исполняются  с  эстрады  мастерами художеств. слова (И. М. Москвин, О. Л. Книппер-Чехова, А. И.  Шварц,  Д. Н. Журавлев, И. В. Ильинский и др.). Ряд рассказов Ч.  был  инсценирован для т-ра ("Пестрые рассказы", Ленингр. т-р Комедии, 1960,  и  др.).  Мн. произв.  Ч.  экранизированы  ("Медведь",  1938,  "Свадьба",  1944, "Попрыгунья", 1955, "Дама с собачкой", 1960, и др.). Соч.:  Собр.  соч., т. 10, Пьесы, М., 1963. Лит.: Б а л  у  х  а  т  ы  и  С.  Д.,  Чехов  - драматург, Л., 1936; Ермилов В., Драматургия Чехова, М., 1954; Бердников Г. П., Чехов - драматург, Л.- М . 1957; В о р о в.с к и и В., Лишние люди, в его кн.: Литературно-критические статьи, М., 1948; Б я л ы  и  Г.,  Драматургическое  мастерство  Чехова, "Театр", 1954, ј 7; Т у р о в-с к а я М., На разломе эпох, там же, 1960, ј 1; М о д з е-л е в с к а я Н., Рыцари  вечного  разлада,  "Новый  мир" 1960, ј 1; БерковскийН. Я., Чехов, повествователь  и  драматург,  в  его кн.: Статьи о литературе, М.- Л.. 1962; Х а л и з е в  В.,  Уроки  Чехова-драматурга,  "Вопросы  литературы", 1962, ј 12; С т р о е в а М., Чехов и советская  драма,  "Театр",  1960, Л'о 1; Юзовский Ю., Традиции русской драмы. [Островский, Чехов], там же, 1958, Л1' 2; Лакшин В., Толстой и Чехов, М., 1963; С е м а н о-ва М. Л.,  Чехов  и советская  литература.  1917-1935,  М.-Л.,  1966;  Григорьев  М.  С., Сценическая композиция чеховских пьес, М., 1924; Г о ф м а н В., Язык  и стиль Чехова-драматурга, в его кн.: Язык литературы, Л., 1936; С к а ф т ы м о в А. П., К вопросу о принципах построения пьес А. П. Чехова, в его кн.: Статьи о русской литературе, Саратов, 1958; Рос к и н А. П., Чехов. Статьи  и  очерки,  М.,  1959;  Чехов  и  театр.  Письма,  Фельетоны. Современники о Чехове-драматурге, М.. 1961; Сурков Е., Чехов и театр. в его кн.: На  драматургические  темы,  М., 1962; Станиславский К. С.,  А.  П.  Чехов  в  Московском  Художественном театре. Вступ. ст. В. Л. Виленкина, М" 1947; е г о  ж  е,  Моя  жизнь  в искусстве. Собр. соч., т. 1, М., 1954  (см.  гл.  о  первых  постановках пьесы Чехова в MX Т); его же, "Чайка".  Режиссерская  партитура,  Л.-М., 1938;  Строева  М.,  Чехов  и  художественный  театр.  Работа  К.  С. Станиславского и В. И.  Не-мировича-Данченко  над  пьесами  Чехова,  М., 1955; Вл.И. Не-мирович-Данченко ведет  репетицию.  "Три  сестры"  А.  П. Чехова в постановке МХАТ, 1940 г., [М., 1965]; Прокофьев В., Легенда о первой постановке "Чайки", "Театр", 1946;  Л1 11-12; Рудницкий К., Возвращение Чехова [о постановке  "Трех  сестер"  в Ленинградском Большом драматическом театре им. Горького], там же,  1965, ј 5; его же. Время, Чехов и режиссеры, в сб.: Вопросы театра, М.,  1965; Альтшуллер А., Чехов на зарубежной сцене, "Театр", 1954, ј 7; Ш а х-А  з и з о в а Т. К., Чехов и  западно-европейская  драма  его  времени,  М., 1966; П о г о ж е в а Л., Творчество Чехова на  экране,  "Искусство  кино", 1954, Х 7. Вал. X.