ЧЕРНЫШЕВСКИЙ
										ЧЕРНЫШЕВСКИЙ,    Николай    Гаврилович    [12(24).'    VII.1828, Саратов,-17(29).X.1889, там же] - рус.  писатель,  драматург,  критик  и публицист.  Один  из  создателей  русской  материалистической  эстетики. Идейный вдохновитель революционно-д емок  ратич.  движения  60-х  гг.  в России. Род. в семье священника.  В  1842-  1846  учился  в  саратовской семинарии, в 1846-50 - на историко-филологич. ф-те Петерб. ун-та. В 1854 начал сотрудничать в журн. "Современник";  позднее  совместно  с  Н.  А. Добролюбовым и Н. А.  Некрасовым  возглавил  его  и  превратил  в  орган ре-волюц. демократии. Значительное внимание в журнале уделялось вопросам драматургии и театра. В 1853-55 Ч. написал  ряд  статей  по  эстетике,  а  в  1855  защитил диссертацию  "Эстетические  отношения  искусства  к  действительности", представляющую  собой  развернутый  манифест  революционно-демократич. лагеря в рус. иск-ве. В этих работах Ч. развил эстетич. принципы  В.  Г. Белинского  и  создал  целостную  материалистич.  теорию  иск-ва-высшее достижение  эсте-тич.  мысли  до  появления  трудов  К.  Маркса.  Центр. проблема эстетики Ч.-  соотношение  иск-ва  и  действительности.  Борясь против идеалистич. эстетики Гегеля и Фпшера, Ч. показал, что  прекрасное в иск-ве есть отражение прекрасного в жизни, что эстетич. идеалы классов и сословий определяются условиями их жизни, а само пск-во не может  быть сведено только к понятию красоты. Истинным содержанием иск-ва, утверждал Ч., является  жизнь  в  ее  широчайших  проявлениях  ("общепнтересное  в жизни"), главное в иск-ве - человек, его духовный  мир,  его  судьба.  В соответствии с этим первый "общий характеристический признак  искусства" в эстетике Ч.- образное воспроизведение  "интересных  сторон  и  явлений действительной  жизни".  Второй  -  объяснение  ее.  Третий  -  приговор явлениям жизни с позиций передового общественного идеала.  Выполнив  эти задачи,  иск-во,  по  Ч.,  становится  "учебником  жизни",  нравственным двигателем общества, способствует его преобразованию. В диссертации и статьях  Ч.  ("Очерки  гоголевского  периода  русской литературы", 1855-56, и др.) были высказаны также мысли, непосредственно относящиеся к театр. иск-ву. Сурово оценивая состояние рус.  драм.  т-ра 50-х гг., Ч. отмечал, что драм. сцена стоит в стороне  от  прогрессивных идей эпохи, испытывает воздействие рутины, консерватизма. Ч. обосновывал и защищал принципы реалистич. школы актерской игры, противопоставляя  ее ремесленным приемам и подражательности. В своих эстетич. и критич. статьях Ч. выступал  за  крптич.  реализм, революционный демократизм и народность иск-ва.  Критика  Ч.  идеалистич. представлений о возвышенном, трагическом и комическом оказала влияние на развитие творчества передовых рус. драматургов (А. Н. Островский и др.). Защищая  гоголевское  направление  в  рус.  лит-ре,  Ч.  боролся  против враждебных ему школ "здравого смысла" (рецензия  на  комедию  "Габриэль" Ожье, 1854), "лож-новеличавой" во главе с  Н.  В.  Кукольником  ("Очерки гоголевского периода...") и  мнимо-обличительной  (анализ  пьесы  В.  А. Соллогуба "Чиновник", "Заметки о журналах", 1856).  Ч.  выступал  против славянофильских тенденций, имевших  место  в  раннем  творчестве  А.  Н. Островского (статья о пьесе "Бедность не порок", 1854), и  приветствовал возвращение  драматурга  на  путь  критич.  реализма  (статья  о  пьесе "Доходное место", 1857). Эти статьи явились первой  развернутой  оценкой творчества Островского революц.-демо-кратпч. критикой. В своих  статьях, а  также  в  студенческом  сочинении  о  "Бригадире"  Фонвизина,  работе "Лессинг, его время, его жизнь и деятельность"  (1856-57)  Ч.  стремился приблизить  драму  к   выполнению   тех   общественно-политич.   и нравствен-но-психологич. задач, к-рые в  это  время  решались  в  жанрах романа и повести, отвергал многочисл. схо-ластич. законы и  ограничения, сковывавшие развитие драматургии. Эстетика  Ч.  не  лишена  существенных противоречий  (антропологизм,  просветительство  и  утилитаризм),  к-рые особенно сказались в трактовке Ч. осн. эстетич.  категорий,  а  также  в обосновании  происхождения,  задач  и  предмета  иск-ва.  Тем  не  менее созданная Ч. мате риалистич.  теория  художеств.  деятельности  человека сыграла большую роль в развитии т-ра и драматургии. В 1862 Ч. был арестован и заключен в  Петропавловскую  крепость,  где написал свой знаменитый роман "Что делать?" (1863; был  инсценирован,  в сов.  время-  инсц.  "Новые  люди",  1952,  Моск.  т-р  им.  Ленинского комсомола) и драматич. сценку "Кто угодно, что угодно" (1864). В 1864 Ч. был сослан на каторгу в Сибирь. Там он написал неск. пьес, к-рые  играли рабочие-политкаторжане Александровского завода. При жизни Ч. ни одно из  этих  произв.  не  было  опубликовано  и  не ставилось на проф. сцене. Наиболее значительна из них комедия "Мастерица варить кашу" (соч. до 1871), представляющая собой остроумную пародию  на пастораль, насыщенная многочпсл. политич. намеками (пост. в Центр,  т-ре Сов.  Армии,  1952;  в  роли  Карелиной  -  Л.  II.  Добржанская).  В семейно-бытовой комедии "Великодушный  муж/  и  социально-бытовой  драме "Драма без развязки" (обе в 70-е гг.) Ч. сатирически из, бражал  "хозяев жизни" и с симпатией-новых людей. Соч.: Полн. собр. соч., т. 1-16. М., 1939-53; Эстетика, М., 1958. Лит.: Шага н о в В. Н., Н. Г. Чернышевский на  каторге  и  в  ссылке, СПБ, 1907; В у р с о в В.  II.,  Мастсрстьо  Чернышевского-критика,  Л., 1959; Каган М. С., Эстетическое учение Чернышевского, М.- Л., 1958;  Ник о л а-е в  М.  П.,  Художественные  произведения  Н.  Г.  Чернышевского, написанные на каторге и в ссылке, Тула, 1958; С о-л о в ь  е  в  Г.  А., Теория искусства  Н.  Г.  Чернышевского,  в  кн.:  Чернышевский  Н.  Г., Эстетика, М.. 1958. Люд. Д.