ЧЕККЕТТИ
										ЧЕККЕТТИ,  Ч  e  к  e  т  т  и  (Cecchetti),  Энрпко  (21.VI.1850, Рим,-12.XI.1928, Милан) - итал. артист  балета,  педагог,  балетмейстер. Сын артистов балета Ч. Чеккетти и С. Казальи. В 1864 поступил в Академию танца Дж. Лепри (Флоренция).  В  1870  дебютировал  в  т-ре  "Ла  Скала" (Милан). В 1877-82 работал в России. В 1885 - первый танцовщик т-ра  "Ла Скала". В 1887 вернулся в Россию,  в  том  же  году  с  большим  успехом выступил в Петербурге в т-ре "Аркадия"  в  балете  "Эксцельсиор"  и  был приглашен в труппу Мариинского т-ра (Петербург). В 1892 назначен  вторым балетмейстером, в 1892 - репетитором артистов балета. В 1893  -  педагог (мимики, а с 1896 - классич. танца) Петерб. театр. уч-ща. В  1902  из-за конфликта с  Дирекцией  императорских  т-ров  ушел  в  отставку  и  стал балетмейстером и педагогом Варшавской оперы. В 1905 уехал в  Италию,  но вскоре вернулся в Россию и открыл частную студию в Петербурге. В 1911-21 - гл. педагог антрепризы С. П. Дягилева (исполнял также мимич. роли). Ч. был учителем А. П. Павловой, сопровождал ее1 в международных  гастролях. В 1918 открыл частную школу в Лондоне. В 1923 вернулся в Италию. С  1924 руководил балетной школой при  т-ре  "Ла  Скала"  (преподавал  до  конца жизни). Последние выступления Ч. состоялись в 1922 в Лондоне (антреприза Дягилева), в Милане (1926). Ч. был выдающимся танцовщиком-виртуозом, первым исполнителем  партий: Голубая птица  ("Спящая  красавица",  1890),  бог  ветра  Вайю  (Ураган) ("Талисман"   Дриго,   1889),   Евнух   ("Шехеразада"   на    муз. Римского-Корсакова). Был также незаурядным мимич. артистом; партии - фея Карабос ("Спящая красавица",  1890),  Фокусник  и  Кащей  ("Петрушка"  и "Жар-Птица" Стравинского, 1911, 1910) и др.  Пребывание  среди  деятелей рус. балетного т-ра  оказало  значит.  влияние  на  его  исполнительское иск-во, а также на педагогич. метод, выработанный Ч. специально для рус. учеников. Ч. обладал большим педагогич. талантом,  его  метод  отличался четкой систематизацией, он  добивался  максимального  развития  техники, учитывая индивидуальные данные учеников.  Среди  рус.  учеников:  А.  П. Павлова, О. И. Преображенская, Л.  Н.  Егорова,  Ю.  Н.  Седова,  В.  Ф. Нижинский и др. Метод Ч. был изучен С. Бомонтом, к-рый  написал  в  1922 совм.  с  С.  Идзиковским  "Учебник  классического  театрального  танца" ("Метод Чеккетти"). В том же году в  Лондоне  было  организовано  "Об-во Чеккетти" (в дальнейшем "Имперское об-во учителей танца"). Лит.: Красовская В., Русский балетный театр второй половины XIX века, Л.-М., 1963; Плещеев А., Наш балет, СПБ, 1896, с. 463-68;  Beaumont  С., Еп-rico Gecchetti. A memoir, L., 1929; Beaumont C. and  Idzikowski  S.,A manual of the  theory  and  practice  of  classical  theatrical  dancing according to the method of cav. E. Cecchetti, L., 1922;  Craske  М.  and Beaumont C., The theory and practice  of  allegro  in  classical  ballet (Cecchetti method), L., 1920; Beaumont C., Cec-chetti's  legacy  to  the dance, в кн.: Ballet Annual, L., 1948, p. 59-70; Racster 0., The  master of the Russian ballet, L., 1922. Ham. P.