ЦАМ
										ЦАМ (тибетское ч х а м,  монг.  ц  а  м-танец)-тибетские  пантомимич. танцы. Возникли в глубокой древности в буддийских монастырях. Сюжеты  Ц. заимствованы из легенд о божествах ламаистского пантеона. Получили распространение у народов,  исповедующих  буддизм  (монголы, буряты  и  др.).  Исполнялись  в  дни  религиозных  празднеств  ламами (буддийскими монахами). Существовало множество вариантов Ц. Полное  содержание  их  до  наст. времени хранится ламами в глубокой тайне.  Существуют  разл.  толкования сюжетов Ц. Одни исследователи  считают,  что  в  Ц.  изображается  парад демонов и богов в представлении человека,  попавшего  в  загробный  мир; другие утверждают, что пантомима изображает кару,  постигшую  гл.  врага буддизма - тибетского царя Ландарма, убитого буддистами в 842. По мнению нек-рых исследователей,  Ц.  воспроизводит  поздний  вариант  жертвенных обрядов. Пантомимич.  танцы  Ц.  являются  одновременна  театр.  зрелищем  и религиозным  обрядом.  Нек-рые  монастыри  славятся  своей  традиционной постановкой того или другого Ц. В тибетских монастырях  есть  письменные руководства для постановки Ц. Представление  Ц.  готовилось  заранее:  за  две  недели  обновлялись костюмы, подготавливалась особая площадка, посреди  двора  устанавливали балдахин  (под  к-рым  впоследствии  приносили  жертву  божествам),  где происходили пляски танцовщиков в специально обозначенных мелом или мукой концентрич. кругах. Рядом  с  площадкой,  в  особом  павильоне  или  под открытым небом, размещался оркестр. Пантомимич. танцы исполнялись в  масках,  изображавших  головы  разл. животных, богов с лицами, искаженными страшной  гримасой,  головы  людей увеличенных  размеров.  Исполнители  ролей  богов  носили  яркие  и дорогостоящие костюмы; демоны выступали  в  масках  с  рогами,  клыками, оскаленной  пастью  и  выпученными  глазами;  владыка  ада  -  в  маске, изображающей  голову  быка;  духи  мертвых  -  в  масках  и  одеяниях, воспроизводящих человеческий скелет. Среди действующих лиц Ц.-  буйволы, олени, обезьяны. Элементы светского и нар. т-ра включают комич. сцены  и сцены  с  участием  маски  "белого  старика"  -  владыки  земли  (после ритуального  танца  он  исполняет  комич.  сценку  опьянения).  Обычно представление Ц. заканчивалось выступлением  "ша-наков"  (чер-ношапочных волхвов, служителей демонич. божеств добуддийской веры тибетцев). Существует Ц. с диалогами. Это - переходная стадия от танц. пантомимы к  драматич.  театр.  представлениям.  С  появлением  комич.  персонажа ("белого-старика") Ц. с диалогами получает новое содержание. В Ц. теперь изображаются не только божества и гении, но и простые смертные, действие переносится в более реальную обстановку. В этих  Ц.  пантомима  и  танец перемежаются диалогами и хоровым пением. Эпизоды из жизни тибетского отшельника и поэта  Миларайбы  составляют осн. содержание Ц., получившего назв. "цам Миларайбы". Этот Ц.  ставится лишь в нек-рых монастырях. В сер. 18 в. Ц. получил  развитие  в  Монголии  (впервые  исполнен  в монастыре Эрдени-Цзу). Сначала для постановки Ц. приглашались  тибетские ламы. Впоследствии постановкой Ц. занимались монг. ламы, следуя записям, заимствованным из тибетских монастырей. В Монголии  были  распространены как пантомимич. танц. Ц., так и Ц. с диалогами.. Вначале Ц.  был  только частью религиозного обряда. Позднее он становится театр. зрелищем. Из-за монастырской  ограды  действие  Ц.  было  перенесено  на  площадь  перед монастырем, что ускорило процесс превращения его  в  театр.  зрелище,  в кром религиозное начало постепенно утрачивалось. Последнее представление Ц. в Монголии состоялось в 1928. Лит.: Авдеев А. Д., Происхождение театра. М." 1929; П о з д н e  e  в А. М., Очерки быта буддийских мопастырсй  и  буддийского  духовенства  в Монголии..., СПБ, 1887, Ш а с т и н а Н.,  Очерки  монгольского  театра, "Современная Монголия", 1935, ј 3, с. 92-93; Шастина Н., Цам, "Хозяйство Монголии", 1928, ј 6, с. 35-49; В  л  а  д  а  м  и-рцов  Б.,  Тибетские театральные представления, "Восток", 1923, кн. 3. с. 97-107. Люд. Л.