ХИНДИ ТЕАТР И  ДРАМАТУРГИЯ
										ХИНДИ ТЕАТР И  ДРАМАТУРГИЯ  -  театр  и  драматургия  народов  Индии, говорящих на хинди. Драматургия  хинди  развивалась  на  основе  лит-рЫу имевшей многовековую традицию. Как и драматургия  на  др.  новоиндийских языках, она целиком восприняла классич.  схему  построения  санскритской драм  ы,  предписанную  трактатом  "Натьяшастра".  К  нач.  2-го  тыс. санскритская драма и т-р пришли в упадок и драма превратилась  в  лит-ру для чтения. Драматургия хинди представляла собой  инсценировку  эпизодов эпоса "Рамаяна" и "Махабхарата". В  позднее  средневековье  (15-18  вв.) идеи реформаторского антибрахманского и антикастового  движения  находят выражение в пьесах: "Манас" (1574), "Драма о Хану-мане"  (1623),  "Ананд из рода Рагху" (1700), а также в переложении  классич.  образцов,  напр. "Сказание о Шакунтале". В  этих  стихотворных  пьесах  действующие  лица произносят авторский текст (ремарки также передаются в авторской  речи). Во 2-й пол. 19 в. в пьесах драматурга Б. Харишчандры впервые  появляются сюжеты и темы, в  какой-то  мере  отражающие  совр.  жизнь.  Драматургия Харишчандры  характерна  для  классицистского  периода,  когда  возросло национальное самосознание и была создана совр. оригинальная драматургия, в к-рой нац. традиции органически сочетались с новыми идеями,  с  новыми драматур-гнч. формами. Творчество драматурга Дж. Прасада знаменует начало романтич. периода. Драматургии 30-40-х гг. присуща реалистич. направленность. С нач. 20  в. и до 40-х  гг.  ведущее  место  занимают  исторнч.  пьесы  и  пьесы  'на мифологич. сюжеты, к-рым часто  придается  совр.  осмысление.  В  период подъема нац.-освободит. движения драматурги Дж. Прасад  ("Скан-дагупта", 1928, "Чандрагупта", 1929), У. Бхатт ("Победа Сагара"), Р. Варма ("Глаза Притхвираджа"), X. Преми  ("Повязывание  ракхи",  1934),  С.  Говинд-дас ("Харша") и др. использовали сюжеты из  истории  героич.  борьбы  народа Индии. В 30-е гг. в  произв.  Л.  Мишры,  Говинддаса,  У.  Ашка  ("Перед бурей") появляется совр. герой. Действ,  лицами  являются  представители разных социальных слоев и групп населения, в пьесах отражается  политич. борьба партий и религиозных общин. В 30-х гг.  зарождается  психоло-гич. драма (Л. Мишра), отразившая настроения  страха  и  растерянности  части инд.  интеллигенции,  выдвигается  идея  индо-мусульманского  единства. Подъем нац.-освободит, движения в нач. 40-х гг. способствовал  появлению гражданской патриотич. драматургии и т-ра. С 70-х гг. прошлого века  и  до  сер.  2-го  десятилетия  20  в.  т-р находился в руках предпринимателей  парсов  (см.  Парсов  театр)  и  был превращен в развлекательное зрелище. С развитием  кино  т-р  приходит  в упадок. Драматурги снова пишут пьесы только для чтения, с 30-х  гг.  т-р хинди сохраняется как любитель-скип (гл. обр.  студенч.  коллективы).  В нач. 40-х гг. возникает Ассоциация народных театров  Индии  (ИПТА),  для к-рой писали Ашк, X. А.  Аббас,  К.  Чан-дар  и  др.  Нар.  т-ры  ставят социальные,  злободневные   пост.,   посв.   антиимпериалистич.   и антифеодальной борьбе. Они разрабатывали темы  солидарности  с  народами стран, борющихся против фашизма за свое  освобождение,  позже  возникает тема борьбы за мир. В 50-е  гг.  в  ряде  городов  создаются  полупроф., полу-любгельские коллективы, среди них -  "Хиндустани  тиэтр"  в  Дели (создан  драматургом  М.  Мишрой).  Здесь  пост.  "Шакунтала"  Калидасы, "Глиняная повозка" Шудраки,  как  нар.  представление  наутанки,  и  др. Значит, место в театр. жизни Сев.  Индии  в  40-е  гг.  занимает  труппа Капура Притхвираджа, здесь ставились  пьесы,  посв.  индо-мусульманскому единству ("Патхан", "Стена", "Художник" и др.). После  провозглашения  независимости  страны  (1947)  правительство предприняло ряд мер, направленных на развитие т-ра и драматургии. В 1953 создана Индийская академия музыки и драмы. В задачу этой  о  ргани-зации входит  поощрение  творчества  драматургов,  подготовка  актеров  и режиссеров. При академии создан Нац. ин-т драмы, руководимый педагогом и режиссером И. Алькази. Ин-т готовит руководителей театр. коллективов при колледжах и для любительской сцены.  Здесь  ставятся  произведения  инд. классич. драматургии и пьесы Л one де В era, У. Шекспира, А. П.  Чехова, Ж. Ануя, Э. Ионеско. В 60-х гг. любительская оперная труппа в Дели пост. муз. драмы Шейлы Бха-тип - "Зов долины",  "Притхвирадж  Чаухан",  "Сонни Махпваль". В "Хиндустани тиэтр" пост. в эти годы пьесы Б. Брехта и совр. драматургов хинди Ашка, Вармы, Бхатта, к-рые пишут в популярном в  Индии жанре одноактной пьесы. В пьесах совр. драматургов в центре  внимания  - человек с его сложным внутренним миром, его характер раскрывается  через поступки и взаимоотношения с людьми разных классов и судеб. Большое значение в театр. жизни народов, говорящих на хинди (в городе и деревне), имеют нар. представления -  мистерии  рам  лила  и  раслила, ярмарочные фарсы и т-р кукол раджастханских  марионеток  (см.  Индийский театр и драматургия). Лит. (на яз. хинди): Х а з а р и п р а с а д Д в и-в  е  д  и,  Хинди Натак, Дели, [б. r.j; Д ж а я н а т х Н а -л и н. Хинди натаккар,  Дели, 1952; С и н х Г а у р Ф., Хамаре лекхак, Аллахабад, 1954;ГуптаС.,  Хинди натак сахитья ка итихас, Амахабад, 1951;  Mulk  Raj  Anand,  The  Indian theatre, L., [s. a.];Sangeet Natak Akademi. Report 1953-1958, New Delhi, [s. a.J; "Natraj", Jaipur, за 196D-64; Г а р г и Б., Театр и танец Индии, пер. с англ., М., 1963; Чаухан Ш., Очерк истории литературы хинди, пер., М., 1960; Литературы Индии. Сб. статей, М., 1958; П о т а-б е н к о С., Драматургия  хинди  в борьбе за свободу и независимость Индии, М., 1962; Новая история  Индии, М., 1961; Новейшая история Индии, М., 1959;  Драматургия  и  театр  Индии.  Сб. статей, М., 1961; Вишневская Н.А., Индийская одноактная драма, М., 1964; Бабкина М. П., П о т а б е н к о С. И., Народный театр Индии, М., 1964. Св. П.