ХИНДЕМИТ
										ХИНДЕМИТ  (Hindemith),  Пауль  (16.XI.1895-  28.XII.1963)  -  нем. композитор, дирижер и альтист. Учился у А. Мендельсона и Б.  Секлеса  во Франкфурте-на-Майне.  С  1915-концертмейстер  оркестра  Франкфуртского оперного т-ра, участник ансамблей, в  частности  струнного  квартета  Л. Амара, с к-рым в 1929 посетил СССР.  В  1934  уехал  в  Турцию,  в  1940 эмигрировал  в  США.  Последние  годы  жил  в  Швейцарии.  Универсально образованный музыкант, X. видел в  музыке  средство  выражения  глубоких философских  идей.  Возглавил  неоклассици-стское  направление  в  нем. музыке. Раннее творчество X., проходившее под знаком отрицания романтич. традиций,  не  свободно  от  черт  экспрессионизма,  соединяющихся  с конструктивизмом. К этому периоду творчества X. относятся оперы "Убийца, надежда  женщин".  (1921,  Штутгарт),  "Святая   Сусанна"   (1922, Франкфурт-на-Майне),  "кукольная  опера"  "Нуш-Нуши"  (1921,  Штутгарт), рождественская  сказка  "Туттифентхен"  (1922,  Франкфурт-на-Майне), балетная пантомима "Демон"  (1923,  Дармштадт),  комич.  опера  "Туда  и обратно" (1927, Баден-Баден), "веселая опера" "Новости дня" (1929, Опера Кролля, Берлин; 2-я ред. 1954, Неаполь), музыка к "Назидательной  пьесе" Брехта (1929, Баден-Баден). Опера "Кардильяк" (1926, Дрезден; 2-я  ред., 1952, Цюрих) по новелле Э. Т. А. Гофмана "Мадемуазель Скюдери"  -  самое значительное  произв.  X.  этого  периода.  Здесь  поставлена  проблема отношения иск-ва к  жизни.  Последующее  творчество  X.  характеризуется утверждением новых гуманистич. принципов. Композитор отходит от  сухости письма, придает своей музыке лиризм и выразительность. Оперы Х.насобств. текст  -  "Матис-живописец"  (1938,  Цюрих)  о  нем.  художнике  эпохи Реформации Грюневальде и "Гармония мира" (1957 Мюнхен) по биографии нем. астронома  И.  Кеплера-представляют  собой  философские  драмы.  Вера  в гармонию, лежащую в основе жизни, пронизывает, несмотря на весь  трагизм событий, произв. зрелого  периода  творчества  X.  Среди  них:  оратория "Бесконечное"  (1931),  хореографич.  легенда  "Благороднейшее  видение" (1938, Лондон,  т-р  Друрн-Лейн),  балет  "Четыре  темперамента"  (1946, Нью-Йорк). X. принадлежит редакция оперы К.  Монтеверди  "Орфей"  (1954, Вена). С 1927 X. преподавал в Высшей музыкальной школе Берлина, с 1934  -  в Анкаре, с 1940 - профессор Иельского и Гарвардского, с 1951 - Цюрихского университетов. Соч.: Komponist in seiner Welt, Weiten und Grenzen Freib., 1959. Лит.: Леонтьева О., Карл Орф и  Пауль  Хинде-мит,  в  сб.:  Музыка  и современность, вып. 1, M., 1962; е е ж с, Западноевропейские композиторы середины XX века, М., 1964; S t r o b е 1 H., Paul Hindemith,  3  Aufl., Mainz, [19481; Paul Hindemith. Zeugnis in  Bildern,  Mainz,  1955,  2  Aufl."  1961; Schilling L., Die beiden  Fassungen  des  Cardillac  von  P.  Hindemith. Diss., Freib., 1957.