ФОРЕГТЕР
										ФОРЕГТЕР,   Николай   Михайлович   (наст.   фам.-   Грейфентурн) [6(18).IV.1892-8.VI.1939] - рус. сов. режиссер и  балетмейстер.  В  1918 начал театр. деятельность, организовал в Москве т-р "Четырех масок", где пост. "Вечер французских фарсов", в спектакле принимали  участие  И.  В. Ильинский,  А.  П.Кторов.  Это  представление  характеризуется  четкой ми-зансценировкой, подчеркнутой выразительностью, буффонными приемами. В 1918-19 работал в Воронеже, откуда выезжал с  агитпоездом  на  фронт.  В 20-х гг. создал мастерскую "Мастфор" ("Мастерская Фореггера"), где пост. "Близнецы"  Плавта,  "Танцы  машин"  -  акробатика  и  танцы  изображали производственные  процессы.  Для  творчества  Ф.  характерны  поиски, эксперименты. В пост., чаще всего формалистических, но веселых,  острых, Ф.  использовал  разл.  виды  эстрадно-циркового  иск-ва  -  клоунаду, акробатику,  эксцентрику,  шумовой  оркестр;  пение,  танец,  пародию, памфлет. В 1924-27 работал в Москве, Ленинграде. В  1924-26  пост.  цикл "Исторических  танцев",  "Конструктивный  гопак",  "Танец  буденновской кавалерии",  "Америка  с  Лиговки"  и  др.  В  1929-34  -  гл.  режиссер Харьковского т-ра оперы и балета, где пост. "Половецкие пляски" (в опере "Князь Игорь", 1929); балеты: "Футболист" Оранского  (1930),  "Ференджи" Яновского (1931, совм. с П. Кретовым); оперу "Машинист Гопкинс"  Брандта (1931). В 1934-36 ставил спектакли в Т-ре оперы и балета им. Шевченко  в Киеве ("Золотой обруч" Анто-шинского, "Гугеноты" и др.). В 1938-39 - гл. режиссер и худ. рук. Куйбышевского т-ра оперы и балета, где пост.  оперы "Тихий Дон" (1939), "Руслан и Людмила" (1939). Лит.- Марков П. А., Новейшие  театральные  течения  (1898-1923),  M., 1924; Ильинский И., Сам о себе, М., 1961. А. Дин., Л. Сем.