ФОНВИЗИН
										ФОНВИЗИН, Денис Иванович [3 (14).  IV.  1745,  Москва,-  l  (12).  XI 1.1792, Петербург] - русский драматург. Род. в дворянской семье. В  1755 поступил в гимназию при  Московском  университете,  откуда  в  1760  был переведен на философский ф-т Ун-та. В нач. 60-х  гг.  служил  секретарем кабинет-министра И. П. Елагина. Тогда же началась  публицистич.  и  лит. деятельность Ф. Он становится одним' из  крупнейших  рус.  просветителей 2-й пол. 18 в. Гневно,  со  злой  саркастической  иронией  изобличал  Ф. деспотизм и беззаконие, царящие в России. С 1769 был  секретарем  Н.  И. Панина, возглавлявшего комиссию иностранных дел. Первый  драм.  опыт  Ф.-  перевод  трагедии  Вольтера  "Альзира,  или Американцы" (1762).  В  1764  Ф.  написал  комедию  в  стихах  "Корион", представлявшую собой переделку "на рус.  нравы"  франц.  драмы  "Сидней" Гресси. Вскоре Ф. обратился к созданию  рус.  нац.  комедии,  написав  в конце в0-х гг.  пьесу  "Бригадир".  Здесь  изображался  рус.  быт;  типы петиметра Иванушки и пустой щеголихи-советницы были хорошо знакомы  рус. читателю и зрителю. Автор обличал жестокость, тупоумие,  дикость  нравов провинциальных помещиков. Большой силы реалистич. обобщения достиг автор в образах Бригадира, Бригадирши и Советника. Конфликт пьесы строился  на столкновении помещиков-крепостников  с  молодыми  деятелями  дворянского просвещения  России.  Написанная  с  соблюдением  классицистских  правил (единство  места,  времени  и  действия,  резкое  деление  героев  на положительных и отрицательных и т. д.), комедия  эта  благодаря  живому, подлинно разговорному языку, жизненности  образов  стала  новшеством  на рус. сцене не только по сравнению  с  классицистскими  комедиями  А.  П. Сумарокова, но и с сентименталистскими пьесами  В.  И.  Лукина.  Впервые пост. в 1780 в Петербурге в Вольном российском т-ре Книпера на Царицыном Лугу пьеса "Бригадир" долгое время не сходила со сцены рус. т-ра. В 1781 Ф. написал комедию "Недоросль", к-рая заняла  первое  место  в рус.  сатирич.  лит-ре  екатерининского  времени.  Проблема  воспитания молодого  поколения  рус.  дворянства,  поставленная  в  центре  пьесы, привлекала рус. просветителей 18 в. Однако содержание  комедии  выходило за  пределы  этого  вопроса.  В  ней   Ф.   затронул   важнейшие социально-поли-тич. проблемы своего времени, выступил обличителем  жесто костей и беззакония крепостного права,  призывал  к  ограничению  власти помещиков  над  крестьянами.  В  образах  Простаковой,  Скотинина, Митрофанушки отражены типич. черты "злонравных" помещиков,  те  обществ, пороки,  против  к-рых  боролся  Ф.  Мн.  имена  персонажей  комедии (Митрофанушка,  Скотинин  и  др.)  вскоре  стали   нарицательными. Помещикам-самодурам  в  "Недоросле"  противостоят  образы  Правдина, Стародума, Милона - носителей прогрессивных просветительских идей. Творчество Ф. развивалось в рамках классицизма, но именно он сделал в рус. лит-ре первый шаг на пути создания реалистич.  драмы.  Несмотря  на то, что в "Недоросле" (так же, как и в "Бригадире") соблюдены ком-позиц. правила  классицистской  комедии,  эта  пьеса  по  своей  внутр.  сути "взрывала"  идейно-художеств.  принципы  классицизма:  ее  герои  -  не отвлеченные носители идей,  а  живые  люди,  поставленные  в  конкретную бытовую среду, их  язык  строго  индивидуализирован.  Появление  комедии стало важнейшим событием в рус.  художеств.  и  обществ,  жизни.  Гоголь видел в "Недоросле" образец истинно общественной комедии, Пушкин называл эту пьесу "народной сатирой". Первая  пост.  "Недоросля"  состоялась  24 сент. 1782 в Петербурге на сцене Вольного российского  т-ра  Книпера  на Царицыном Лугу в бенефис И. А. Дмитревского  (исполнял  роль  Стародума; Правдин - Плавильщиков, в пост. принимал участие автор).  В  Москве  эта пьеса пост. в 1783 (Стародум - Померанцев). Оба спектакля имели  большой успех. Последняя пьеса Ф.-  "Выбор  гувернера",  посвященная  воспитанию молодого дворянства, в идейно-художеств. отношении значительно  уступает "Бригадиру" и "Недорослю". Ф. оказал  огромное  влияние  на  рус.  т-р  и  драматургию.  "В  его лице,отмечал  Белинский,-  русская  литература  как   будто   даже преждевременно сделала огромный шаг к сближению с  действительностью..." (Полн. собр. соч., т. 10, 1956,  с.  11).  Ф.  "...была  начата,-  писал Горький,великолепнейшая и, может быть,  наиболее  социально-плодотворная линия русской литературы - линия обличительно-реалистическая"  ("История рус. лит-ры", см. Архив А.М.Горького, т. 1, 1939, с.  25).  Традиции  Ф. были  продолжены  в  последующее   время   Н.   В.   Гоголем   и М.Е.Салтыковым-Щедриным. Соч.: Сочинения, письма и избранные переводы, СПБ, 1866; Первое полн. собр. соч. как оригинальных, так и переводных, М., 1888. Лит.: Тихонравов Н.С., Материалы для полного собрания сочинений Д. И. Фонвизина, СПБ, 1894; В язсмский П. А., Фон-Визин, СПБ. 1848; Ключевский В. О., "Недоросль"  Фонвизина  (опыт  исторического  объяснения  учебной пьесы). Собр. соч., т. 8, М., 1959; Асеев' Б. Н.,  Возникновение  русской  реалистической  драмы.  Д.  И. Фонвизин, в его кн.: Русский драматический театр XVII-XVIII  веков,  М., 1958; Всеволодский-Гернгросс В. Н., Русский театр второй половины  XVIII века, М., 1960, с. 201-226; Благой Д. Д., Д. И. Фонвизин, М., 1945; Б  е р к о в П. Н., Театр  Фонвизина  и  русская  культура,  в  сб.:  Русские классики и театр. Л.-М., 1947; Макогоненко Г. П., Денис Фонвизин, М.-Л., 1961. ' Д, А*л., И. Рос.