ФАВАР
										ФАВАР (Favart), Шарль Симон (13.XI.1710  -  12.  V.  1792)  -  франц. драматург, либреттист, композитор. Лит. деятельность начал  пьесами  для ярмарочного театра.  Среди  ранних  произв.:  "Бинокль"  (1734,  т-р  на Сен-Жерменской ярмарке), "Алжирский паша" (1741,  т-р  на  Сен-Лоранской ярмарке). Стал известен после пост. пьесы "Искательница  разума"  (1741, т-ры  на  Сен-Жерменской  и  Сен-Лоранской  ярмарках).  В  1743  Ф.  был приглашен антрепренером Ж. Монне для работы в т-р "Опера комик", где  он участвовал в подготовке спектаклей, подбирал актеров и т. п. После  1745 в течение нек-ро-го времени работал вместе со своей женой,  актрисой  М. Ж. Фаеар, в Брюсселе. С 1751  его  деятельность  была  связана  с  т-ром "Комеди Итальенн",  объединившимся  в  1762  с  т-ром  "Опера  комик"  и получившим в 1783 назв. Т-р Фавара  (или  "Зал  Фавара").  Ф.-  один  из видных представителей  демократич.  жанра  ко-мич.  оперы  (см.  Опера}, сложившегося в 18 в. во  Франции.  Он  создал  блестящие  образцы  жанра пародийной комедии-водевиля,  основу  к-рому  положил  А.  Р.  Лесаж,  и комедий с ариеттами. Ф.  принадлежат  многочисл.,  гл.  обр.  одноактные пьесы, а также либретто комич. опер, балетов (мн. из них написаны  совм. с др. авторами)*, музыку к к-рым  сочиняли  известные  композиторы  того времени (Э. Р. Дуни, А. Довернь, Ф. А. Филидор, А. Э. Гретри и др.).  Во всех комедиях Ф. сюжет строится на любовных переживаниях изящных  дам  и кавалеров, драм. элементы преобладают  над  музыкальными.  Ф.  стремился приблизить т-р к реальной действительности, вводил  в  качестве  действ. лиц крестьян, использовал нар. язык: песенки, исполнявшиеся его героями, часто напомина-ш уличные мелодии. В числе лучших пьес Ф.: "Любовь  Бастьеиа  и  Бастьенны"  (1753,  т-р "Комеди Итальенн), " Праздник любви, пли Лука и  Колинетта"  (1754,  там же), "Аиот-та и Любен"  (1762,  там  же),  "Фея  Ургела,  или  Тот,  кто нравится дамам"  (1765,  Фонтенбло).  Пьеса  Ф.  "Солиман  II,  или  Три султанши" (1761, "Комоди Итальенн")  проанализирована  Г.  Э.  Лессингом ("Гамбургская драматургия") и удостоена его похвалы. Ф. выступал  и  как композитор, писал музыку к нек-рым своим пьесам. С началом Франц.  бурж. революции отошел от театр. деятельности. Соч.: Oeuvres choisies, t. 1-3, P.,  1830  (совм.  с  М-nie  Favart); Memoires et correspondance litteraires, v. 1-3, P., 1808. Лит.: Карская Т.  Я.,  Французский  ярмарочный  театр.  Л.-М.,  1948; История западноевропейского театра, под общей ред.  С.С.Мокульского,  т. 2, М., 1957; D e  s  b  o  u  1-miers  A.-J.,  Histoire  du  theatre  de ГОрега-comiqiie, v. 1-2, P., 1769; Font A., Favart. l'opera  comique  et la comedie-vaudeville aux XVII et XVII Г siecles. P., 1894; Albert M., Les theatres de la Foire, P., 1900;  Dumo  u  1  i  n  M., Favart et M-me Favart. Un menage d'artistes au 18 siecle. P., [1912];  С u с u e i G., Les creatures de l'Opera-comique francais, P., 1914.