УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ТЕАТРЫ
										УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ТЕАТРЫ (с т у д e н ч е-с к и e) - одна  из  наиболее распространенных  форм  любительского  (самодеятельного)  т-ра.  История зарождения и развития этих т-ров связана с  конкретными  условиями  нац. театр. культуры и нар. образования данной страны. В ряде стран  движение  У.  т.  основывалось  на  традициях  школьных театров и предвосхитило создание нац. драматургии и проф. т-ра  (Румыния - спектакли в Греческой академии в Бухаресте  в  нач.  19  в.,  Чехия  - спектакли в Пражском ун-те 16-17 вв.). В России первый У. т.  был  создан  в  1757  при  Моск.  'ун-те  (см. Университетский театр) поэтом и драматургом M. M. Херасковым.  Этот  т-р оказал значит.  влияние  на  развитие  рус.  нац.  драматургии  и  проф. актерского иск-ва. Деятельность моек. У. т. характерна и для целого ряда студенч. т-ров в России, хотя в др. городах эти  т-ры  организовывались, когда проф. т-ры уже были созданы и значение студенч. т-ров  в  связи  с этим не было столь значительно. Совр. У.  т.  различны  по  своей  .худ  ож.  направленности,  жанру, характеру  репертуара,  проф.  уровню.  Специфика  деятельности  У. т.-текучесть его актерского  состава,  создающая  особые  трудности  для воспитания актерского ансамбля. Большинство совр.  У.  т.  ставит  своей целью активное участие в общественной  жизни  страны;  У.  т.  стремятся пробуждать у молодежи инициативу, гражданственность, развивать ее худож. вкус.  Успех  этих  т-ров  основан  на  свежести  восприятия   и непосредственности актерской интерпретации, на актуальности  репертуара. Пользуясь всем разнообразием средств выразительности,  т-ры  ищут  новые приемы сценич. иск-ва. Руководят У.  т.  чаще  всего  проф.  актеры  или режиссеры. Проводятся смотры и  фестивали  У.  т.  (регулярно-в  Англии, Польше, Сов.  Союзе  и  др.  странах),  они  участвуют  в  международных фестивалях (Монако, 1956; Парма, 1959; Венеция,  1960;  Загреб,  1961,  1965;  Брюссель,  1963; Бухарест, 1964; Эссен, 1965; Париж, 1965; Нанси, 1966), выступают на Всемирных фестивалях молодежи и студентов, гастролируют  по  своей  стране  и  за  границей.  Студенч.  т-ры  в капиталистич. странах, в отличие от проф. коммерч. т-ров, не зависят  от кассовых сборов, поэтому имеют возможности для экспериментов: они ставят пьесы молодых драматургов,  ведут  поиски  в  области  сценич.  решений. Популярностью пользуются спектакли У. т. Англии и США  (Театр.  общество им. К. Марло Кембриджского ун-та, осн. в 1855; Оксфордский студенч. т-р, осн. в 1885; Т-р Колумбийского ун-та, осн. в 1954, и др.), а также студенч. т-ры в др. странах: У. т. в Падуе, осн. в 1910;  Студенч.  драматич.  клуб  при Токийском ун-те, осн. в 1924; Студенч. т-р в Хельсинки, осн. в 1926. Студенч. т-ры социалистич. стран пользуются  постоянной  материальной поддержкой высших учебных заведений. Наибольшее распространение получили за последние годы драматич. и  эстрадно-сатирич.  студенч.  т-ры.  Среди них: Студенч. т-р сатириков Польского  союза  студентов  (СТО),  осн.  в 1954; Сатирич. т-р Гданьского политехнич. ин-та "Бим-Бом", осн. в  1955; т-р "Гилд", Бирмингем, осн. в 1959; У. т. Сантоса, осн. в  1961;  труппа "Аквариум" при Высшей нормальной школе, Париж, осн. в 1964; Т-р католич. ун-та, Сан-Паулу, осн. в 1965, и др. У. т. иногда организуются  как  музыкальные,  балетные  или  цирковые (Молодежный балет Бразилии, осн. в 1945; студенч.  цирк  "Тралябомба"  в Гданьске, осн. в 1958). Репертуар студенч. т-ров складывается из  нац.  драматургии,  мировой классики и современных пьес. Они обращаются к  пьесам,  редко  идущим  в нац. т-рах: произв.  Гарсиа  Лорки  (1957,  Студенч.  т-р  Колумбийского ун-та), Л. Пиранделло (1958, студенч. т-р Райли Смита, Лидс), "Облако  в штанах"  по  Маяковскому  (1959,  "Т-р  треугольной  сцены",  Познань), "Портрет человекоубийцы" - лит. монтаж из высказываний А. Эйхмана (1962, т-р "Внимание, 61!", Гданьск), "Представление о  Рудольфе  Гессе,  враге человечества" (1964, Студенческий т-р сатириков),  "Я  -  Брехт"  (1965, Студенч. т-р Центр, ун-та Венесуэлы). В числе деятелей  проф.  т-ра,  начинавших  свой  творч.  путь  в  У. т.,-англ. реж. Т. Ричардсон, фин.  реж.  M.  Лассила,  польский  реж.  и драматург Е. Маркушев-ский, итал. актер M. Мастроянни и др. В Сов. Союзе студенч. т-ры пользуются  большой  популярностью.  Такие коллективы существуют в большинстве высших учебных  заведений  (Студенч. г-р Моск. инженерно-строительного ин-та, осн. в 1934; сатирич. коллектив Моск. авиационного  ин-та  "Телевизор",  осн.  в  1957).  Студенч.  т-ры существуют в Томске, Тарту, Челябинске, Казани и др. городах. Б Харькове создан межвузовский гор. студенч. т-р. Спектакли т-ра Моск.  ун-та  (гл. реж.- С. И. Юткевич)-"Такая любовь" Когоута (1958), "Дневник Анны Франка Хакетта и Гудрич (1962), "Карьера  Артуро  Уи"  Брехта  (1964)-возродили лучшие традиции У. т. В  1966  в  Москве  был  проведен  1-й  Всесоюзный фестиваль студенч. эстрадных т-ров. Своеобразным У. т. является сатирич. Интернациональный т-р Московского ун-та (осн. в 1961), ставящий драм.  и кукольные спектакли, эстрадно-танц. концерты, пантомимы  (исполнители  - иностранные студенты, обучающиеся в Москве). Лит..-  "Theatre  et  universite"  Nancy,  1966,  .No  б,  7.  В.  Ю.