ТЫЛ
										ТЫЛ (Tyl), Йосеф  Каэтан  (4.  II.  1808,  Кутна-Гора,-  11.VII.1856, Пльзень)  -  чеш.  драматург,  театр.  деятель,  публицист.  Один  из основоположников  чеш.  нац.  т-ра.  В  гимназпч.  годы  участвовал  в любительских театр. кружках. В 1829 вступил в бродячую  нем.  труппу.  В 1833 - редактор журн. "Инды  и  ныне",  где  начал  деятельность  театр. критика. Одновременно работал как актер Сословного т-ра в Праге. Вначале Т. переводил и переделывал зарубежные пьесы, затем начал писать  сам.  В 1834 в Сословном т-ре была пост. первая пьеса Т. "Фидловачка". В этом же году Т. создал  из  любителей  т-р  в  Каэтановом  доме,  где  стремился утверждать патриотич. просветительские идеи. С 1846 Т. занимает должность "драматурга чеш. пьес" Сословного  т-ра, где пост. свои лучшие пьесы, в т. ч.  "Пражский  кутила"  (1846),  "Дочь поджигателя" (1847), "Волынщик из Стракониц" (1847), "Кровавый суд,  или Кутногорскпе рудокопы" (1848), "Ян Гус" (1848), "Видение Иржика" (1849), "Упрямая женщина" (1849), "Лесная  дева"  (1850).  Т.-участник  революц. событий 1848. В 1851 по требованию  властей  был  уволен  из  Сословного т-ра. С группой учеников Т. начал гастролировать  по  стране,  продолжая борьбу  за  развитие  чеш.  нац.  т-ра.  Тяжелые  материальные  условия подорвали здоровье Т., он умер в нищете. Т. писал пьесы: нар.-бытовые ("Фидловачка", "Пражский кутила",  "Дочь поджигателя", "Банкрот", "Бедный комедиант"),  сказочные  ("Волынщик  из Стракониц",  "Видение  Иржпка",  "Упрямая  женщина",  "Черт  на  земле", "Лесная  дева"),  исторические  ("Кровавый  суд,  или  Кутногор-ские рудокопы", "Ян Гус", "Кровавые крестины, или Драгомира  и  ее  сыновья", 1849, "Старый город и Малая страна", 1855). Пьесы Т. широко ставились  в чеш. т-рах и за рубежом ("Волынщик из  Стракониц"  пост.  в  Центральном детском т-ре, 1950, и в др. т-рах Сов. Союза). Творчество  Т.  исполнено патриотизма, оно отражает прогрессивные идеи,  общественную  жизнь  чеш. народа.  От  просветительских  (будп-тельских)  взглядов  драматург постепенно приходит к воззрениям,  близким  революц.  демократам.  Герои произведений Т.- люди из народа. Псторич.  события  и  сказочные  сюжеты приобретали романтич. окраску. Гл. тема  драматургии  Т.-  гражд.  долг, утверждение примата общественных, интересов над  частными.  В  последних пьесах отчетливо проявилось  стремление  к  ре-алистич.  воспроизведению жизни. Театр. деятельность Т. способствовала  становлению  и  развитию  чеш. нац. т-ра. В 1845 Т. обратился в Сословный  сейм  с  просьбой  разрешить строительство театр. здания на средства, собранные народом. Эта идея  Т. была реализована позднее, при строительстве Национального т-ра  в  Праге (1883). Т. воспитал плеяду выдающихся чешских  актеров,  положив  начало национальной актерской школе. Выступал со статьями,  заложившими  основу чешской демократической театральной эстетики. С о ч.: Избр., М., 1954; Избр., М., 1956; Театр. М., 1957; Spisy, sv. 15, Praha, 1960; sv. 17, Praha, 1957; sv. 18, Praha, 1954; sv. 19, Praha, 1953; ?v. 20, Praha, 1954. Лит.: Л е щ и н с к а я Г., И. К. Тыл,  в  его  кн.:  Избранное,  М., 1954; Очерки истории чешской  литературы  XIX-  XX  вв..  М.,  1963,  с. 91-103; История  западноевропейского  театра...,  т.  4,  М.,  1964,  с. 388-400, 401-09; К opec-к у J., Knizka о Tylovi, Praha, 1959; Otruba M., K a-c e r M., Tvurci cesta J. K. Tyla, Praha, 1961. J]. Сол.