ТУРЧАНИНОВА
										ТУРЧАНИНОВА,   Евдокия    Дмитриевна    (2(14).    III.    1870, Москва,27.XII.1963, там же] - рус. сов. актриса. Нар. арт. СССР  (1943). По окончании  драм.  курсов  при  Моск.  театр.  уч-ще  (ученица  А.  П. Ленского)  была  принята  в  1891  в  Малый  т-р.  Первая  роль-  Ульяна ("Воевода"  Островского,  1891).  В  молодости  играла  комедийные  роли молодых девушек и травести, а также характерные и бытовые  роли  старух. Выдвинулась  в  роли  Тани  ("Плоды  просвещения",  1891).  Следующие значительные работы Т.- Варвара ("Гроза", 1892) и Поликсена  ("Правда  - хорошо, а счастье лучше" Островского, 1897), Лиза ("Горе от ума", 1899). Обаяние,  эмоциональность,  непосредственность   игры,   проникнутой жизнерадостностью, юмором, обеспечили успех  молодой  актрисе.  Особенно удавались ей роли, требующие умения исполнять нар.  песни  и  танцы  (Т. обладала хорошим голосом,  училась  пению  у  Э.  К.  Павловской):  Дуня ("Ночное"  Стаховича,  1896),  Палаша  ("Простушка  и  воспитанная"  Д. Ленского, 1897),  Анна  Ивановна  ("Бедность  не  порок",  1898;  все  в постановке А. П. Ленского). Нац. характер дарования Т. раскрылся в ролях русского классич.  репертуара.  Знаток  родного  языка,  старого  уклада жизни, Т.  воссоздавала  разнообразные  типы  прошлого:  Фекла  Ивановна ("Женитьба",  1896),  Акулина  Гавриловна  ("Женитьба  Баль-заминова" Островского,  1896),  Курицына  ("Грех  да  беда  на  кого  не  живет" Островского, 1910), Кухарка ("Плоды  просвещения",  1911),  Бальзаминова ("Свои собаки грызутся, чужая не приставай"  и  "Женитьба  Бальзаминова" Островского, обе в  1914),  Старуха-крестьянка  ("Воевода"  Островского, 1916), княгиня Тугоух овская  ("Горе  от  ума",  1917)  и  др:  Типичная представительница  иск-ва  Малого  т-ра,  актриса  т-ра  Островского, исполнившая в его пьесах  76  ролей,  Т.  гл.  внимание  уделяла  слову, характеризовала  своих  героинь  прежде  всего  через  своеобразие  их произношения, мелодики, ритма и темпа речи. Одновременно  с  работой  на осн. сцене Малого т-ра Т. в 1898-1907 выступала также в  его  молодежном филиале (т. н. Новый т-р). В спектаклях, пост. здесь А. П. Ленским,  она с большим успехом исполняла роли:  Марьи  Антоновны  ("Ревизор",  1898), Леля ("Снегурочка" Островского,  1900)  и  др.  Т.  играла  и  в  пьесах зап.-европ. драматургов, передавая своеобразие нац. характеров: Керубино ("Свадьба Фигаро", 1899), Туанет ("Мнимый больной"  Мольера, 1910), Като и Мадлон ("Жеманницы" Мольера, обе  в  1911),  мистрис  Форд ("Виндзорские проказницы" Шекспира, 1902) и др. Социальной  остротой,  типичностью,  психологич.  глубиной,  высоким мастерством отмечены образы, созданные Т. в  сов.  время.  В  1918-22  в выездных спектаклях на фабриках, заводах, в казармах, рабочих клубах  Т. "сыграла ряд новых ролей. Мн. из  них  она  вскоре  исполнила  на  сцене Малого т-ра или его филиала: Анна Андреевна ("Ревизор", 1919), в  пьесах Островского  -  Домна  Пантелеевна  ("Таланты  и  поклонники",  1922), Чебоксарова-мать ("Бешеные деньги", 1922), Мурзавецкая ("Волки  и  овцы, 1923), Ус-тпнья Наумовна  ("Свои  люди  -  сочтемся",  1923),  Ка-баниха ("Гроза", 1923), Барабошева ("Правда - хорошо, а счастье лучше", 1923) и Мигачева ("Не было ни гроша, да  вдруг  алтын",  1931).  В  этот  период исполнение Т. ролей отрицательных персонажей носило  сатирич.  характер. По-новому играла актриса роли Глумовой ("На всякого  мудреца...",  1923, 1941) н Ту-русиной (в-тви же  пьесе,  1924,  1935),  Чебоксаровой-матери ("Бешеные деньги", 1933), Мурзавецкой  ("Волки  и  овцы",  1949)  и  др. Монументальный образ Мавры Тарасовны ("Правда - хорошо...", 1941)  занял центр. место в галерее сценич. образов Т. Владея нск-вом перевоплощения, Т. достигала предельной естественности в игре. Высокой  выразительностью отличались в исполнении Т. немые сцены. Тонкий  психолог,  она  облекала свой замысел в четкую форму.  Преображаясь  внутренне,  Т.  пользовалась сложным гримом в редких случаях (1-я ведьма - "Макбет", 1914; Галчиха  - "Без вины виноватые",  1916,  1940,  1951).  Новая  грань  дарования  Т. раскрылась в ролях г-жи Гранде ("Евгения Гранде" по  Бальзаку,  1939)  и Галчихи, сыгранных с глубоким драматизмом. Музыкальность  сценич.  речи,  прочная  внутр.  связь  с  партнерами характеризовали игру Т.  Она  утверждала  и  развивала  лучшие  традиции Малого т-ра, воспринятые ею в юности от корифеев труппы. Среди ролей Т. в сов. период в классич. репертуаре: Анфуса  Тихоновна  ("Волки  и  овцы",  1920,  1944),  Ере-меевна ("Недоросль",  1923),  Балканиха  ("Растеряева  улица"  Нарокова  по Успенскому,  1929),  Богаевская  ("Варвары",  1941),  миссис  Хиггинс ("Пигмалион" Шоу, 1943), Анна Дмитриевна Каренина ("Живой труп",  1951). В пьесах сов. авторов:  Горностаева  ("Любовь  Яровая",  1926),  Федосья Митрофановна  ("Последняя  бабушка  из  Семигорья"  Евдокимова,  1934), Мотыль-кова ("Слава" Гусева, 1936), Арина Родионовна ("Наш  современник" Паустовского,  1949).  Среди  последних  ролей  -  Горицвет  ("Крылья" Корнейчука, 1955), Кра-хоткина  ("Село  Степанчиково"  по  Достоевскому, 1957), мисс Кроули ("Ярмарка тщеславия" по  Теккерею,  1959).  Гос.  пр. СССР в 1943 (за многолетние выдающиеся достижения) и 1948 (за участие  в спектакле "Великая сила" Ромашова). Выйдя из состава труппы в  1959,  Т. по 1961 изредка продолжала выступать на сцене Малого т-ра. Т.  выступала также как мастер художеств. слова. С 1910 Т. вела педагогич.  работу;  в 1918-23 преподавала на драматич. курсах при Малом т-ре. С о ч.: Статьи, воспоминания, в сб.: Е. Д. Турчанинова, [M.J, 1959. Лит.: Щепкин а-К упер ник Т. Л.,Е.Д. Турчанинова,  в  кн.:  Дни  моей жизни, М., 1928, с. 234-48; Мастера советского театра  в  пьесах  А.  Н. Островского. Зарисовки В. Руднева. Текст С. Н. Дурылина,  М.,  1939,  с. 119-22, 143-46; Филиппов В л., Е. Д. Турчанинова, M.-Л.,  1948;  Каверин Ф. Н., Евдокия Дмитриевна Турчанинова, в сб.: Е. Д. Турчанинова, [М.  ], 1959; Филиппова Е. В., Творческий путь Е. Д. Турчаниновой, там же; Н и-к о л ь с к и и Б. И., Е. Д.  Турчанинова  в  пьесах  русской  и  западной классической драматургии, там же. Е. Фил.