ТУМАНОВ
										ТУМАНОВ (Т у м а н и ш в и л и), Иосиф Михайлович [р. 2(15).1.1909] - сов. реж., педагог. Нар. арт. СССР (1964). Чл.  Ком-мунистпч.  партии  с 1956. Сценич. деятельность начал в ТОилиси в 1923. Окончил  драм.  курсы под рук. Ю. А. Завадского .(1929), Был  актером  Т-ра-студии  Завадского (1925-32),  где  сыграл  ряд  ведущих  ролей  и  пост.  "Дело  о  душах" Голичнпкова и Попа-рпгопуло (1931) и др. В 1933-34 Т.-  гл.  реж.  Моск. рабочего художеств. т-ра, где пост. "На острове Хондо" Пушкога; в 1934 - 36 - реж. Нового т-ра, пост. "Дети Ванюшина" Найденова и др. В 1936-1946 - реж., с 1938 - гл. реж. Оперного т-ра им. Станиславского (с  1941-Муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко). Пост. оперы-  "Дарвазское ущелье"  Степанова  (1939,  совм.  с  М.  Л.  Мельтцер  под  рук. Станиславского), "Бал-маскарад" Верди  (1941),  балет  "Лола"  Василенко (1943, совм. с В. П. Бурмейсте-ром) и др. В 1946-53 Т.- худ. рук.  Моск. т-ра оперетты. Содействовал утверждению  в  репертуаре  т-ра  спектаклей современной темы. Пост.: "Вольный ветер" Дунаевского, "Летучая мышь"  И. Штрауса (обе в 1947), "Беспокойное счастье"  (1948),  "Трембита"  (1949, Гос. пр.  СССР,  1950),  "Девичий  переполох"  Милютина  (1950),  "Самое заветное" Соловьева-Седого (1952) и др. В 1953-61 - гл. реж. Моск. т-ра  им.  Пушкина.  Пост.:  "Поезд  можно остановить"  Маккола  (1954),  "Жена"  Борщаговского,  "Белый  лотос" Винникова и Осноса (обе в 1956), "Деревья умирают стоя"  Касоны  (1958), "Столпы общества" Ибсена (1961). С 1962 Т.- гл. реж. Кремлевского Дворца съездов, а с 1964 и Большого т-ра. Пост. на сцене Дворца съездов  первые оперные спектакли: "Дон Карлос" Верди (1963), "Октябрь" Мурадели (1964), отличавшиеся масштабностью и выразительностью нар. сцен.  В  1966  пост. оперы - "Сказание о  невидимом  граде  Китеже..."  Римского-Корсакова  и "Мазепа" в Большом т-ре. Т. был худ. рук. декад бурятского (1940) и грузинского (1958)  пск-ва и лит-ры в Москве и постановщиком заключит, концертов  мн.  нац.  декад. Пост. первую бурят, оперу "Энхе-Булат батор" Фролова  (Улан-Удэ,  1940); груз. оперы-"Абесалом и Этери" Палиашвили (1953, Т-р оперы и балета  им. Палиашвили, ТОилиси) и "Невеста севера" Торадзе (1958, там же).  С  1928 Т. ведет педагогич. работу. С 1951 - преподаватель, с 1965  -  профессор ГИТИСа; худ. рук. курсов актеров и режиссеров муз. т-ра. Лит.:  К  а  н  н  Е.,  Музыкальный  театр  им.  Станиславского  и Немировича-Данченко в дни войны, в сб.: Театр. М., 1944; ГрошеваЕ., Образы и маски, "Театр", 1948, ј  11  ;А.  К.,  Творческие итоги Московского театра оперетты, "Сов. музыка", 1950, .ј 4; Н е с т  ь е в И., "Дон Карлос", "Муз. жизнь", 1963, ј 23. M. Лифш.