ТОМОЕСИ МУРАЯМА
										ТОМОЕСИ МУРАЯМА  -  см.  Мураяма  Томоеси.  ТОМПУРИ  (Tompuri),  Элли (20.1.1880-1962)-фин. актриса. Училась в Париже (Т-р  Антуана),  в  Вене ("Бургтеатр") и др. В 1900-02 - актриса Финского Нац.т-ра (Хельсинки), в 1903-04 - актриса Шведского т-ра (Хельсинки),  в  1904-05  -  актриса  и директор Таммерфорсского т-ра. В 1919-20 была организатором и директором т-ра "Свободная сцена" (Хельсинки). Автор книг и мемуаров. Роли:  Джульетта  ("Ромео  и  Джульетта"  Шекспира),  Катюша  Маслова ("Воскресение" по Л. Толстому), Кир-сти ("Смерть Элины" Нюмерса),  Нора; Маргарита Готье ("Дама с камелиями" Дюма-сына), Медея (о. п. Еврипида) и др. Выступала с чтением стихов в США, СССР, Германии, Франции и др. Соч.: Minun tieni, Hels., 1942, Mihin  paattyki  tie?,  Hels.,  1944; Sammumattomia tahtia, Hels., 1950, и др. С. Л. ТОМСКИЙ,  Александр  Романович  [р.  3(16).1.1905]-  рус.  сов. артист балета и балетмейстер. Засл. арт. Узб. ССР (1947). В 1923 окончил вечерние курсы при Моск. хореографич. уч-ще (класс А. М. Мессе-рера).  В 1923-27-артист  балета  Свободной  оперы  (Москва),  в  1927-29-солист балетной труппы Моск.  т-ра  оперетты,  в  1929-41  -  артист  балета  и балетмейстер в т-рах оперы и балета гг. Свердловска, Харькова, Саратова, Перми, Куйбышева, Ташкента, где пост.: "Красный мак"; "Корсар"  Адана  и Пуни и др. В Т-ре оперы и балета  им.  Навои  пост.  первый  узб.  балет "Шахида" Таля (1939). В 1941-48-балетмейстер и танцовщик Муз.  т-ра  им. Станиславского и Не-мировича-Данченко, в 1948-51-артист балета  Большого т-ра, в 1957-58-художеств. руководитель балетной труппы  этого  т-ра,  в 1951-54 - художеств. руководитель балета Моск. эстрады, в  1960-62-  гл. режиссер муз. вещания Центр, телевидения. В 1962-64 - зам. художественного руководителя балетной труппы Муз. т-ра им. Станиславского и  Неми-ровича-Данченко.  С  ноября  1964-управляющий балетной труппой Большого т-ра.  .  Пост.  за  рубежом:  Чехословакия  - "Бахчисарайский фонтан"  (1954),  "Лебединое  озеро"  (1955),  "Каменный цветок" (1958); Польша - "Каменный цветок"  (1961);  Чили  -  "Лебединое озеро" (1962). А.  Дин.  ТОНАДИЛЬЯ  (tonaldil-la)  -  жанр  исп.  театр. представления.  Возник  из  песенно-танцевального  номера  (tonada), открывавшего комедию или исполнявшегося между действиями  (17-  нач.  18 вв.). К середине 18 в. Т. формируется  как  самостоятельный  театральный жанр. Представляет собой вокально-муз. и танц. представление с несложным сюжетом. По содержанию и по форме Т. была  нар.  жанром,  пользовавшимся популярностью  у  демократич.  зрителя  и  отрицавшимся  аристократич. публикой. В нар. бытовых сценках  нередко  содержались  сатирич.  выпады против  господствующих  классов,  против  распространенной  в  то  время галломании. Музыка и танцы были народными или создавались  композиторами на  основе  муз.  фольклора.  Первая  Т.  "Трактирщица  и  погонщик" приписывается комп. Л. Мисону; она пост. в 1757 в Мадриде. Кроме Мисона, к-рый за 10 лет сочинил 180 Т., -в этом жанре выступали комп. М. Пла, А. Герреро, А. Эстеве-и-Гримау, Б.  де  Ласерна  (автор  св.  800  Т.),  X. Вальедор. В большинстве случаев  они  писали  также  и  либретто;  среди драматургов-либреттистов известны Р. де  ла  Крус.  Л.  Ф.  Комелья,  С. Васкес. В конце 18 в. на Т. сказалось  влияние  итал.  компч.  оперы.  В числе исполнителей Т. видные актеры: X. Ладвенант, М. и Т. Гарридо, М. А.  Фернандес  ("Ла  Карамба"),  М. Ладвенант, М. Гарсиа и др. К сер.  19  в.  Т.  сошла  со  сцены,  оказав значит, влияние на др. малые жанры исп. т-ра, в частности на сарсуэлу. Лит.: Cotarelo y Mori E.,  Coleccion  de  entremeses,  loas,  bailes, jacaras y mojigangas desde fines del siglo XVI a mediados  del  XIX,  v. 1-2, Madrid, 1911; его же, Historia de la Zarzuela, Madrid, 1934; P e  d r e l l F., Teatro lirico espanol anterior al  siglo  XIX,  v.  1-2,  La Coruna, 1897- 1898; Subira J., La tonadilla escenica,  v.  1-3,  Madrid, 1928-30; его же. Tonadillas teatrales ineditas, Madrid, 1932. . П.