ТОЛСТОЙ
										ТОЛСТОЙ, Алексей Константинович [24.VIII(5.IX). 1817,  Петербург,-28. IX (10.X). 1875, Красный Рог  Мглинского  у.  Черниговской  губ.  ]-рус. писатель, поэт, драматург. Род. в семье графа К.  А.  Толстого.  Получив прекрасное домашнее образование, с детства увлекался поэзией, рано  стал писать  стихи.  Лит.  деятельность  начал  в  1841  (фантастич.  повесть "Упырь"). Вместе с братьями А.М. и  В.  М.  Жемчужниковыми  написал  под коллективным псевд. Козьма Прутков ряд са-тирич. стихов, басен, пьес.  В 1851 на сцене Александрийского т-ра  была  пост.  комедия  Т.  и  А.  М. Жемчужникова "Фантазия", запрещенная после первого же спектакля Николаем I. В своих историч. произв.,  особенно  драм.  трилогии  "Смерть  Иоанна Грозного" (1864), "Царь Федор Иоанновпч" (1868),  "Царь  Борис"  (1870), представляющей собой одно из выдающихся явлений драматургии 1860-х  гг., Т. допускал отклонения от история. правды, предпочитая  ей  психологич., "человеческую"  правду  характеров.  В  трилогии  отображена  насыщенная сложными драматич. событиями эпоха рус. истории  конца  16-нач.  17  вв. Глубина  реалистич.  образов,   острота   конфликтов,   гуманистич. направленность,  открытое  неприятие  тирании,  деспотизма  (в  трилогии убедительно звучит тема  обреченности  самовластия),  выразительность  и красочность языка обеспечили этим драм. произв. (особенно трагедии "Царь Федор  Иоанновнч")  впоследствии  долгую  сценич.  жизнь.  Свое  критич. отношение к тирании Т. наиболее  ярко  выразила  1-й  части  трилогии  - "Смерть Иоанна Грозного".  Но  не  видя  силы,  способной  противостоять самодержавию, Т. изображает народ как стихийную,  грозную  и  неразумную силу. Отсюда-трагический и даже пессимистич. характер трилогии. Но своим художеств. достоинствам одна из лучших пьес Т. -  трагедия  "Царь  Федор Иоаннович". В центре пьесы - образ душевно чистого, доброго, но  слабого человека,  беспомощного  правителя.  Конфликт  трагедии  строится  на несовместимости высоких человеческих качеств с положением монарха. "Смерть Иоанна Грозного" в сокращенном цензурой виде впервые пост.  в Александрийском т-ре  в  1867  в  бенефис  А.  А.  Нильского  (Годунов), спектакль показывался на сцене Мариинского т-ра, в 1868-  в  Малом  т-ре (Грозный - Шумский). Среди значительных пост. этой пьесы в сов. время  - спектакль Центр, т-ра Сов. Армии (1966, Грозный - А.  А.  Попов).  Пьеса "Царь Федор Иоаннович" в течение 30 лет была запрещена цензурой. Впервые пост. в 1898 в т-ре Лит.-художеств. об-ва (Петербург; Федор -  Орленев). В том же году спектаклем "Царь Федор Иоаннович" был открыт МХТ (Федор  - Москвин); впоследствии эту роль играли В. И. Качалов, Н. П.  Хмелев,  Б. Г. Добронравов. "Царь Борис" пост. в 1881 в Моск. т-ре Бренко, в 1898  - в Александрийском т-ре, в 1899-в Малом. Пьесы Т. много  ставились  и  на провинц. сцене, шли за границей (так, напр., роль Иоанна Грозного играли Э. Росси, Э. Цаккони, Г. Ирвинг  и  др.).  Т.  принадлежат  также  драма "Посадник" (1870, не завершена), действие которой происходит в 13  в.  в Новгороде (1877, Александрийский т-р;  спектакль  показывался  на  сцене Мариинского т-ра; 1878 - Малый т-р, в главной роли - Самарин; 1918 - там же, в главной роли - Южин), драматическая поэма "Дон Жуан" (1862). Соч.: Полн. собр. соч., т. 1-4, СПБ, 1913; Пьесы, М., 1959. Лит.: Станиславский К. С., Моя жизнь в искусстве, Собр. соч.,  т.  1, М., 1954; Труды Бахрушинского музея, М., 1941, с. 7-72, 36-43. Я. 3.