ТОЛЛЕР
										ТОЛЛЕР  (Toller),  Эрнст  (1.XII.  1893-22.V.1939)-  нем.  писатель, драматург. За участие в создании Баварской  сов.  республики  (1919)  Т. после ее разгрома  был  приговорен  к  5-летнему  заключению.  В  тюрьме написал неск. драм, к-рые удалось передать на волю и поставить. Выйдя из тюрьмы  в  1924,  Т.  продолжил  лит.  деятельность  и  выступал  против зарождавшегося фашизма. После захвата гитлеровцами власти эмигрировал  в США (1933). Первая пьеса Т. "Перевоплощение" (1919)- экспрессионистское  произв., в к-ром страстный антивоен. протест героя  облачен  в  туманную  мистич. форму (поиски "всеобщего братства" и "утерянной" на войне человечности). Столь  же  далека  от  реальной  действительности  была  и  пьеса "Человек-масса" (1921), построенная  на  абстрактном  противопоставлении коллектива и личности в революц. борьбе. В историч.  драме  "Разрушители машин" (1922) показано стихийное  разрушение  рабочими  машин  на  англ. фабриках. Пессимизмом проникнута пьеса Т.  "Немецкий  калека"  (1923;  в рус.  пер.  "Эуген  несчастный"),  в  к-рой  герой,  ставший  на  войне инвалидом, кончает жизнь самоубийством.  Комедия  "Освобожденный  Вотан" (1923)- одна из  первых  попыток  разоблачения  нацистов,  но  драматург изображает драматич. события истории Германии в форме фарса. В конце  20 - нач. 30-х  гг.  под  влиянием  растущего  антифашистского  движения  в творчестве Т. наступил перелом, проявляются реалистич. тенденции,  в  то же  время  его  творчество  проникнуто  пессимизмом,  неверием  в  успех революц. борьбы. В пьесе "Гоп-ля, мы живем!"  (1927)  участник  революц. боев кончает жизнь самоубийством, изверившись в  возможности  каких-либо изменений. Наиболее удачная пьеса Т.-"Гасить котлы"  (1930),  показавшая антивоен.  выступления  в  герм.  флоте  во  время  1-й  мировой  войны. Пессимизм и отчаяние, вызванные агрессией  гитлеризма  в  Европе  и  его победами в начальный период войны, привели Т. к самоубийству. В  творчестве  Т.  при  всей  его  антикапиталистпч.,  антифашистской направленности ярко проявлялись черты мелкобурж. бунтарства и анархизма, в  его  драмах  утверждалось  иллюзорное  представление  о  возможности классового примирения и нравственного  обновления  капиталистич.  об-ва, отрицалась необходимость активной классовой борьбы. Пьесы'  Т.  ставились  на  сценах  сов.  т-ров  ("Эуген  несчастный", "Гоп-ля, мы живем!", "Освобожденный Вотан", "Человек-масса") в 20-е гг. Соч.: Ausgewahlte Schriften. Mit Geleitworten  von  B.  Uhse  und  B. Kaiser, B., 1959;  Eine  Jugend  in  Deutschland,  Amst.,  1933;  Prosa, Briefe, Dramen, Gedichte,  Reinbek,  1961;  в  рус.  пер.-Человек-масса, М.-П., 1923; Эуген несчастный. Трагедия, П., 1923; Освобожденный  Вотан. Комедия, Л.-М., 1925; Гасить котлы.  Историч.  драма,  М-,  1935.  Лит.: Becher I. R., Dem guten Kameraden, "Internationale Literatur", M., 1939, H. 7. И H